ГАВОТ-танец живота | Печать |
ГАВОТ (от фр. «танец гавотов», жителей области Овернь во Франции), старинный фр. народный хороводный танец. В XVII в. Г. стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер, а в XVIII в. введен в оперу и балет (ЖЛюлли). Встречается в инструментальных сочинениях крупной формы, являясь постоянной составной частью танцевальной инструментальной сюиты (И.-С.Баха, Г Генделя и др.). В ХГХ в. перестал применяться систематически, однако образцы Г. есть у П. Чайковского, А.Глазунова, С. Прокофьева (особенно любившего этот танец), Д.Шостаковича. ГАЛА (фр. «торжество», «парад»), торжественный, придворный праздник в XVII—XVIII вв. В современном употреблении «Г.-представление», «Г.-концерт» и т. п. — особенно праздничное, торжественное, шикарное зрелище; то же, что шоу. ГАЛЕРКА, галерея (из фр.) — верхний ярус зрительного зала театра; то же, что раек и парадиз. ГАЛОП (от фр. «скакать»), бальный танец, появившийся в 20-х гг. ХГХ в., основанный на прыжках в очень бы-стром движении. Впоследствии был включен в кадриль в качестве последней, наиболее быстрой части. Известны К.Черни, И.Штрауса, Ж.Оффенбаха, Ф.Шуберта, Ф.Лис-та, М.Глинки, П.Чайковского. ГАЛЬЯРДА (от итал. и фр. «бурная», «сильная», «веселая», «смелая»), старинный итал. парный(реже сольный) танец с прыжками, умеренно быстрого движения. В XVI в. Г. исполнялась вслед за пава-ной и в сочетании с ней составляла двухчастную танцевальную сюиту. В XVII—XVIII вв. Г сохранилась только какчасть инструментальной сюиты; для нее стали характерны мед-ленный темп и полифоническая фактура. Г. писали У.Берд, О.Гиб-бонс и другие композиторы. ГАММА (от названия греч. буквы, обозначавшей наиболее низкий звук в музыкальной практике X в. — времени появления термина), постепенная восходящая или нисходящая последовательность звуков в пределах одной октавы. Г. бывают диатонические (из 7 зву-ков), хроматические (из 12 звуков), пентатонные (из 5 звуков), а также мажорные, минорные и др. Исполнение Г. — средство развития техники игры на музыкальных инструментах и вокальной техники. В обыденной речи существуют выражения: «Г. чувств», настроений — все разнообразие чувств. ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ (от англ. «бандит»), жанровая модель приключенческого фильма об организованной преступности и рэкете; возник в последние годы немого кино. Г. ф. основывался на подлинных фактах. Первая трилогия «Подполье», «Облава», «Доки Нью-Йорка» Дж. Штернберга сразу стала классикой и побила все кассовые рекорды. Ее сюжетная схема — возвышение рядового уголовника до главаря банды и гибель его — была повторена в сотнях фильмов.
 
« Пред.   След. »