Восприятие и развитие искусства | Печать |
Будучи неотъемлемой особенностью художественной формы, В. все же не равна художественности. Можно сказать: все художественное выразительно, но не все выразительное художественно. Напр., житейские эмоции нетерпения, гнева или радости непроизвольно выражаются во внешнем поведении, мимике, интонации, но такая В. принципиально отлична от В. художественного образа разгневанного или счастливого человека. Это отличие связано с особенностями того внутреннего содержания, к-рое выражается в художественном образе и в житейском поведении. Эту сложную проблему проясняет учение о «вненаходимо-сти» художника-автора по отношению к своему герою, разработанное рус. ученым М.Бахтиным (см. также Содержание и дЬорма в искусстве; Эстетическое отношение). ВЫШИВКА, вид прикладного искусства, украшение одежды и бытовых предметов из ткани, на к-рой вышивается ручным или машинным способом орнамент или изобразительный мотив. В. широко распространена у большинства народов мира. Украшение тканого полотна с помощью иглы было известно уже в Др. Вавилоне и в Египте (III—II тысячелетие до н. э.). Работа вышивальщиц неоднократно упоминается в др.-греч. поэмах. Материалом для В., помимо шелковых, льняных, шерстяных и хлопчатобумажных нитей, могут служить золотые, серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни, бисер и т. д. Технические приемы В. разнообразны: В. гладью, строчкой-перевитью, мережкой, тамбурным, стебельчатым швами и т. д. Различается белая (одноцветная) и многоцветная В. Расцвет искусства В. в ср. века проявился в вышитых картинах (Англия) и пейзажных панно (Китай), на шелковых облачениях и пеленах (византийское и рус. шитье). В XVII—XVIII вв. расцветает искусство сложного, изысканного шитья на парадных костюмах. С XVIII в. большое богатство обнаруживает народная В. многих стран. Специального внимания этнографов и искусствоведов заслуживают орнаментальные мотивы и символика узоров В. Сисмо-лика встречается в В. обрядовых предметов (свадебных платков, полотенец, накидок). Изображение лебедя считалось символом вечной любви, уточки — плодородия и трудолюбия, голубей — супружеской верности. В рус. В. часты изображения древа жизни, женской фигуры, коня, они связаны с древним земледельческим культом. В. принадлежит значительное место среди изделий художественных промыслов. В России и в наше время славятся центры народной В.: центр золотого шитья в Торжке, Крестецкий район Новгородской обл., ряд районов в Ивановской, Рязанской, Нижегородской областях, Мстера во Владимирской области, Таруса в Калужской области.
 
« Пред.   След. »