Вчувствование | Печать |
ВСЕНОЩНАЯ, всенощное бдение, — богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней и отдельных праздников, наиболее богатая в певческом отношении служба. В. возникла в Византии в первые века христианства. В богослужебном пении В. видное место занимает наследие гимнографов Иоанна Златоуста (TV в.), Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феодора Студита (VIII—IX вв.). Тексты песнопений В. делятся на неизменяемые (псалмы, гимны) и изменяемые, приуроченные к отдельным праздникам (тропари, стихиры). Эти песнопения В. введены на Руси в XI в. В кон. XVI-нач.ХУПв. в богослужебное пение В. вводится многоголосие. Со 2-й пол. XIX в. в композиторскую практику входят «Всенощные» — циклические произведения, являющиеся оригинальными сочинениями или обработками древних распевов: П. Чайковского, А.Архангельского, П. Чеснокова, С.Рахманинова и др. ВСТУПЛЕНИЕ, начальный эпизод, предшествующий главной теме музыкального произведения или отдельной его части; в крупных произведениях (опере, оратории, кантате, балете или драме) — род увертюры. ВЧУВСТВОВАНИЕ, понятие, на к-ром была основана популярная в кон. XIX—нач. XX в. эстетическая теория. Ее авторы — нем. философы, психологи,специалисты по эстетике Т.Липпс, Р.Г.Лотце, Р.Фишер и др. Согласно этой теории, эстетическое впечатление производят на человека те формы и образы, в к-рых он «вчув-ствует» себя самого, приписывая предметам те внутренние состояния, к-рЫе испытывает он сам, всматриваясь, вслушиваясь, вжи-ваясь в них. Так, благодаря В. в к.-л. вертикальную форму, человек как бы и сам «в ней» выпрямляется, «взлетает вверх» с восходя-щей формой, «срывается вниз» с ниспадающей и т. д. Благодаря В., к-рое особенно свойственно художникам, мир кажется им жи-вым, родственным, полным внутреннего содержания. Выразительные формы (цвета, движения, звуки), к-рые художник создает в своих произведениях, передают это эмоциональное содержание зрителям и слушателям, опять-таки благодаря акту В. Теория В. улавливает очень важную сторону отношения художника к внешнему миру: чувство единства с ним и то ощущение, что предметы «говорят» с художником именно языком формы, цвета, движения (см. Эстетическое отношение). Однако критики этой теории находят в ней и серьезные изъяны. Во-первых, слиться с предметом, отождествиться, раствориться в нем не-достаточно, чтобы создать его художественный образ. Для этого нужна «позиция вненаходимости» (М.Бахтин); художник должен одновременно и чувствовать свое единство с предметом, и сознавать отличие от него. Еще важнее другое. Теория В. исходит из того, что в самих явлениях жизни нет содержания, к-рое волнует и вдохновляет художника: он, сам этого не замечая, вкладывает (вчувству-ет) его в предметы. Художники, напротив, убеждены, что им открывается действительная глубина, внутренняя жизнь и ценность вещей, к-рые не видит обычный взгляд, но о к-рых могут дать представление произведения искусства. Ван Гог пишет: «Природа говорила со мной; сказала мне что-то, и я застенографировал ее речи. В моей... записи... осталось кое-что из того, что сказали мне лес, или берег, или фигура, и это... голос самой природы». В эстетике нач. XX в. получило распространение родственное В. понятие «эмпатия» (греч. «сопереживание»).
 
« Пред.   След. »