ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА | Печать |
ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА, узнавание, понимание, эмоционально-эстетическая оценка художественных произведений читателем, зрителем, слушателем. В.и. — не пассивный процесс, а сотворчество воспринимающего с автором. Содержание произведения искусства не преподносится в виде однозначной информации; его надо восстановить, «вычитать» в созданном автором выразитель-ной форме. Акт полноценного В. и. состоитв том, что воспринимающий посредством произведения вступает в особого рода диалог с автором, постигает его замысел, оценку бытия и, со своей стороны, оценивает как замысел, так и его воплощение. На практике этот уровень В.и. достигается далеко не всегда. Чаще всего этому мешает явление, названное заимствованным из философии термином «наивный реализм». Тогда произведение воспринимается не как «образ мира, в слове явленный» (Б.Пастернак), а просто как отражение «куска жизни», изображение событий или явлений в том виде, в каком они имели или могут иметь место во внехудожественной реальности. При таком подходе можно говорить о хороших и плохих человеческих качествах и поступках персонажа книги, фильма или спектакля, о том, возможно ли в жизни такое развитие событий, правдоподобно ли изображены предметы. Оценка произведения, в конечном счете, будет зависеть от того, устраивает ли читателя или зрителя развязка сюжета с житейской точки зрения. При этом из поля зрения воспринимающего выпадает автор, к-рый целенаправленно со-здал картину жизни, выражающую его замысел, используя для этого совокупность соответствующих изобразительно-выразительных средств. Другая крайность, также игнорирующая авторский замысел,— восприятие произведения лишь с т. зр. того, как оно сделано в профессионально-технологическом отношении. В живописи, напр., это - теплая или холодная гамма, плоскостная или объемная манера письма, уравновешенность масс или другие, более утонченные формальные характеристики картины. В других случаях это — аналогичные особенности организации литературного, музыкального текста и т. п. В основе полноценного В.и. лежит внимание и непосредственная отзывчивость на пафос (господствующее в произведении чувство или целая гамма чувств) и, с другой стороны, понимание всех конкретных особенностей художественной формы как неслучайных, несущих печать авторского замысла, выражающих пафос.
 
« Пред.   След. »