ПАРТЕР | Печать |
ПАРТЕР (фр. «по земле»), в театре — плоскость пола и ряды мест в зрительном зале, обычно ниже уровня сцены. П., окруженный ярусами, впервые появился в Англии и Италии (нач. XVII в.); первоначально мест для сидения не имел — зрители стояли. Во 2-й пол. XVIII в. во Франции переднюю часть П. занимали кресла для привилегированных посетителей — «паркет». В 1784 г. были впервые установлены постоянные места, но «паркет» еще существовал в пушкинские времена в императорских театрах России. П. называют также открытую часть сада или парка с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника, со скульптурами и фонтанами. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ, партес, портес (от лат. «часть», «участие», в переносном смысле — «хоровая партия»), стиль украинской и рус. многоголосной хоровой музыки XVII— 1-й пол. XVIII в. Возникшее в зап. и ю.-зап. пределах России под влиянием «роскошного» стиля венецианской композиторской школы, в сер. XVII в. это новое направление появилось в Москве. Яркие колористические эффекты, тяготение к использованию больших звуковых масс, тембровые и фактурные контрасты, характерные для венецианского многохорного концерта, сделались со временем неотъемлемой частью П.п. и П. концерта, число голосов к-рого обычно колеблется от 3 до 12, иногда достигая 24 и даже 48. П. многоголосие сыграло ведущую роль в становлении отечественной музыкальной хоровой классики. Но первоначально П.п., насаждавшееся патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем (пригласившим в 1652 г. из Киева лучших певцов и творцов партеса) было неоднозначно принято рус. православными людьми. В нем усматривали наступление «мира» (мирского начала) на церковь — в отличие от строчного пения, воплощавшего шествие церкви в мир. ПАРТИТА (от итал. «часть», «партия»), одно из названий многочастной музыкальной формы — сюиты. ПАРТИТУРА (итал. «деление», «распределение»), полная, запись всех партий или голосов музыкального произведения, написанного для оркестра, хора, шкального или инструментального ансамбля. ПАРТНЕР (отлат. «часть», «доля», т. е. имеющий свою часть в ч.-л., участник общего дела). В театре П. — это прежде всего актеры, к-рые участвуют в одной сцене, обмениваются репликами, ведут диалог, исполняют дуэт, трио, совместный танец, музыкальную пьесу и т. д. В более широком смысле П. — все, кто принимает участие в спектакле, представлении. ПАРФЕНОН, храм, посвященный Афине Парфенос (Деве), величайший памятник архитектуры Др. Греции и одна из самых совершенных построек в истории. П. воздвигнут в 447—438 гг. до н. э. на вершине афинского Акрополя зодчими Иктином и Калликратом; скульптурное убранство П. создавалось под руководством и при участии Фидия. П. вошел в историю искусства как памятник, выражающий спокойное величие, строгую классическую стройность, в к-ром достигнуто совершенное равновесие частей, ясность, соразмерность человеку. Это впечатление П. производит и теперь, несмотря на сильное разрушение, к-рому подвергся в кон. XVII в. при осаде Акрополя венецианцами во время войны с турками. ПАССАКАЛЬЯ (от исп. «ходить» и «улица»), песня, позднее медленный танец исп. происхождения, первоначально исполнявшиеся на улице при отъезде гостей с празднества. Исчезнув из хореографической практики, П. стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки, черты к-рого — торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный размер, минорный лад. ПАССИОНЫ (от лат. «страдание»), страсти, храмовое действо, а также музыкальное произведение, основанное на евангельском тексте о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса Христа. В церковный обиход вошли в IV в. как одно из наиболее продолжительных и торжественных евангельских чтений на страстной неделе. В XVII в. появились орато-риальные П., текст к-рых дополнен протестантскими песнопениями и свободными поэтическими фрагментами. Вершиной нем. ораториальных П. стали сложные по драматургии и монументальные по композиции «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» И.-С.Баха.
 
« Пред.   След. »