Итальянское искусство на рубеже XV—XVI вв. | Печать |
Итальянское искусство на рубеже XV—XVI вв. называют Высоким В. Искусство великих художников этой эпохи Д.Браманте, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело глубоко индивидуально, оно не вмещается в рамки тех или иных художественных стилей. Абстрактное понимание совершенного человека вытесняется в их творчестве выражением неповторимого внутреннего мира художника-творца, его собственного идеала. Несколько позже в Венеции выступают Дж.Джорджоне, Тициан. Последние две трети XVI в. называют поздним В. Художники, как правило, прибегали к заимствованию мотивов и приемов (манеры) великих мастеров, что определило название направления — «маньеризм»: в утонченных, рафинированных формах им удалось выразить сложный мир человека периода заката великой культуры. Эпоха В. была чрезвычайно значима и для развития других видов искусства. В XV—XVI вв. в разных странах Европы возника-ют постоянно действующие публичные и придворные театры, в к-рых оседают бродячие актерские труппы. Творчески освоив театральную арх. античного мира, итал. архитекторы и сценографы С.Серлио, Д.Алеотти, Палладио создают закрытое театральное здание, близкое к современному, постоянные декорации. Вслед за постановками пьес античных, гл. обр. римских, авторов на латинском и родном языках начинают ставить драмы А.Поли-циано, Л.Ариосто.Т.Тассо, Н.Макиавелли, Дж.Чинтио. Исп. драматургию и театр создают М.Сервантес и Лопе де Вега; англ. — К.Марло, Бен Джонсон, Шекспир (см. «Глобус»). В это же время в Италии рождается комедия дель арте — явление, имевшее значение для всей дальнейшей истории европейского театра. Творчество нем. мейстерзингеров перерастает в бюргерский театр, где ставят пьесы Г. Сакса и др. В кон. XVI в. группа флорентийцев кладет начало жанру оперы, к-рому предстояла столь важная роль в европейской культуре XVlII-XrX вв. Развитию музыки способствовало совершенствование искусства создания различных музыкальных инструментов, в особенности струнных. Формируются национальные школы исполнительства на таких инструментах, как лютня, орган, верджинел. Больших высот в первую очередь с именем Дж.Палестрины. Выдающимися композиторами эпохи В. были также Г.Дюфаи, Ж.Депре, О.Лассо и др. В Германии церковная реформа Лютера приводит к возникновению протестантского хорала и других музыкальных форм, нетрадиционных для культуры стран католицизма. Литература. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения.- М., 1996; Данилова И.Е. Альберти и Флоренция.- М., 1997; Данилова И.Е. Цветок Тосканы, зеркало Флоренции.-М., 1994; ДживилеговА.К. Итал. народная комедия - М., 1962; Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера.- М., 1972; Ротенберг ЕМ. Искусство Италии (Средняя Италия в период Высокого Возрождения).- М., 1974. ВОКАЛИЗ (отлат. «голос», «гласный звук», «звучный», «певучий»), 1) исполняющееся на гласном звуке упражнение для развития вокальной техники, специально сочиненное или импровизируемое певцом. 2) Концертное произведение, чаще для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов и кантиленность (см. Кантилена), иногда виртуозность, позволяют ярко показать красоту и «выработанность» голоса («Вокализ» С.Рахманинова). В XX в. В. сближается с инструментальными жанрами (5 мелодий С. Прокофьева), в т. ч. крупными (Соната - В. Н.Метнера, концерт для голоса с оркестром Р.Глиэра). Иногда название «В.» применяется и к небольшим инструментальным сочинениям певучего характера.
 
« Пред.   След. »