понимание человека как творца | Печать |
Новое понимание человека как творца проявилось в отношении к художникам: в отличие от средневековья, эпоха В. сохранила имена архитекторов, живописцев, скульпторов, ювелиров (напр., Б.Челлини). Художники нашли средства для выражения нового понимания мироустройства, в основе к-рого — пространство, достоверное его изображение с помощью «прямой перспективы» (Ф.Брунеллески; П.делла Франческа). Изучению анатомии, пропорций человека, изображению фигуры в сложных ракурсах специальные сочинения посвятили Леонардо и А. Дюрер. Особое место заняла мифологическая тема; изображение обнаженного тела стало предметом изучения и художественного воп-лощения (Донателло, Микеланджело, Тициан, А.Дюрер). Портрет определился как самостоятельный жанр и достиг вершин своего развития в творчестве скульпторов Донателло, Верроккьо, живописцев Рафаэля, Леонардо, Тициана, Ван Эйка, Дюрера, Хольбей-на младшего. Ведущее значение приобрел синтез искусств, в к-ром лидирующее положение занимала арх. — городской ансамбль, где главными являлись храм, общественные здания, разнообразные светские постройки (дворцы, лоджии и т. п.). Определяется место скульптурного памятника на площади, в чем проявилось следование античной традиции. Преимущественное место занимали монументальные виды изобразительного искусства (фреска, скульптура), украшавшие дворцы и храмы. Синтез искусств пронизывал быт, находя отражение в оформлении интерьеров, в стилистическом единстве мебели, костюмов, произведений дек.-прикладного искусства. Ранний этап В. в Италии относится к 1-й пол. XV в., но он подготавливался всем ходом развития искусства 2-й пол. ХШ-ХГУвв. (т. наз. Проторенессанс, «предвоз-рождение»). В культуре XV в. ведущее место занимала Флоренция, где работали живописец Т.Мазач-чо, скульптор Донателло, архитектор Ф.Брунеллески, архитектор и теоретик искусства Л.Б.Альберта, чьи труды «О статуе», «О живописи», «О зодчестве» имели огромное значение для распространения новых идей и обобщения знаний предшествующих эпох. Замыслы флорентийских художников были проникнуты стремлением создать идеальный город, в к-ром гармонично согласуются образ жизни разных социальных слоев, общественные сооружения и храмы. Архитектура вновь, как в античные времена, стала соразмерной человеку благодаря возрождению классического ордера. В искусстве XV в. определились мастера, склонные к лирическому видению натуры и евангельских образов (Беато Анжелико и др.), в творчестве к-рых были сильны традиции готики; художники-рассказчики, в произведениях к-рых можно найти множество забавных историй из жизни современников (напр. Б.Гоццолиили П.Учелло); а также более жесткие, стремившиеся к «научно» точному воспроизведению природы даже при изображении евангельских сюжетов (Д.Гирландайо, А.Верроккьо). В творчестве нек-рых художников возрождался не только образ совершенного человека, но дух античности с ее стремлением к гармонии с природой (С.Боттичелли, ранний Микеланджело, Рафаэль).
 
« Пред.   След. »