эстетика И.Канта | Печать |
В эстетике И.Канта прекрасное и В. были различены с психологической т. зр.: прекрасно то, что приводит в гармонию наши познавательные способности; В., напротив, порождает конфликт, т. к. понуждает вообразить нечто такое, что превышает силы человеческого воображения. Понимание В. как внешне величественного и грандиозного воплощалось в предроман-тизме и романтизме XVIII—XIX вв. Но переживание В. не обязательно требует этих признаков. Произведение относится к В., если выяв-ляет высшую духовную ценность изображенного, вызывает «благоговение перед жизнью» (А.Швейцер) и тем самым возвышает нас над обыденностью, причем переживание может оказаться тем неожиданнее и сильнее, чем более скромен и привычен изображенный предмет сам по себе. В. в искусстве напоминает о более совершенной жизни, к-рую искусство, по мысли М.Бахтина, изображает «как уже существующую где-то». Выражаясь языком религии, В. среди «дольнего» мира приоткрывает «горний», напоминает, что жизнь имеет не только «горизонтальное», но и «вертикальное» измерение, «высоту». Этого достигают и грандиозные симфонии Л.Бетховена, фрески Микеланджело - и миниатюрная «Мадонна Конетабиле» Рафаэля или тихие звуки этюдов Ф.Шопена. В. — основной пафос религиозного искусства. Икона, напр., показывает человека как носителя образа Божия, тем самым напоминая предстоящим об их происхождении и предназначении. В. соприкасается с такими категориями, как прекрасное, трагическое, героическое и др. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха, охватывающая в Италии XIV—XVI вв.; в странах к северу от Альп (северное В.) — XV—XVI вв.; знаменательна возрождением интереса к античности. Истоки В. — в гуманизме как мировоззрении эпохи, с позиций к-рого подвергались переоценке духовные и художественные достижения предшествующих эпох. Крупнейшие художники В. — универсальные личности, раскрывшие свои дарования в науке, разных видах искусства. Гуманизм не противоре-чил религии: мир сотворен Богом, значит, его всестороннее изучение есть средство познания Бога во всех явлениях природы и прежде всего в человеке. Античная культура, к-рая открывалась в процессе раскопок, во многом определила образ совершенного человека эпохи В.
 
« Пред.   След. »