ВИРТУОЗЫ | Печать |
ВИРТУОЗ (от лат. «мужество», «доблесть», «смелость»), музыкант, в совершенстве владеющий мастерством исполнения. Отсюда «виртуозный стиль» музыкальных произведений — стиль блестящий, эффектный, рассчитанный на наиболее выигрышный показ как инструмента, для к-рого данное сочинение написано, так и техники исполнителя. Примерами виртуозного стиля в области инструментальной музыки могут служить Этюды и Фантазии Ф.Листа, «Исламей» М.Балакирева, Каприсы Н. Паганини, в области вокальной — ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Н.Римского-Корсакова, арии из опер Дж.Россини, в области оркестровой — «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, симфонические поэмы Р.Штрауса. ВИТРАЖ (фр., застекленные окна или стеклянная дверь, перегородка), картины или орнаментальные композиции, выполненные из стекла или другого материала, пропускающего свет. В. отражает в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняет его художественный образ, давая многоцветные световые эффекты. Широкое распространение В. получил в эпоху средневековья в арх. готики. «Светудивительный и нескончаемый священнейших окон, красоту храма наполняющий», представлял один из основных компонентов художественного воздействия готического интерьера; вместе с вертикалями арх. элементов и необъятностью про-странства он порождал в храме особую световую стихию, атмосферу просветленности, создавая настроение духовной возвышен-ности. Свет, проникающий сквозь витраж, символизировал свет христианского знания. ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, избирательное отношение человека, положительное или отрицательное, к различным явлениям искусства; проще: различение произведения искусства по принципу «нравится — не нравится». В.х. зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от опыта общения с искусством, общей культуры, отношения его окружения к искусству, от моды в этой области и т.д. Объективного и точ-ного мерила хорошего и плохого вкуса не существует. Хорошим В. называют предпочтение таким авторам и произведениям, к-рые высоко оценивают знатоки или история искусства в целом; плохим — В., противоречащий этим оценкам. Но доказать человеку, что его вкус плох, невозможно, т. к. его предпочтения основаны не на логических рассуждениях, а на непосредственном переживании, на чувстве удовольствия или неудовольствия при восприятии произведений. Воспитание хорошего В. — одна из важнейших задач педагогики искусства. Но прямолинейное отрицание тех художественных или даже антихудожественных явлений, к-рые нравятся ученику, обычно к успеху не ведет. Человек может пересмотреть систему своих предпочтений в том случае, если получит положительный опыт глубоких переживаний в общении с большим искусством. ВОДЕВИЛЬ, вид легкого комедийного представления, построенного на занимательной интриге, с песнями-куплетами, романсами и танцами. В. — фр. слово, образованное от «во де Вир», т. е. долина реки Вир в Нормандии; там родился Оливье Басселен, на-родный поэт, автор юмористических песенок, к-рые называли во-девирами: позже название трансформировалось в В. («голоса города»). В XV—XVI вв. эти песни-В. слагались неизвестными авторами по поводу разных событий в политической жизни, распевались бродячими певцами. Иногда В. были просто веселыми застольными песенками, к-рые антрепренеры ярмарочных театров вставляли в пьесы. С 1712 г. стали сочинять пьесы с В.; с 1753 г. к В. уже пишут специальную музыку (до этого для В. брались мотивы уличных песен, модных романсов и арий). В 1792 г. в Париже открыта специальная сцена «Театр Водевиль». Классиками жанра стали Э.Скриб, Э.М. Лабиш. Русский В. берет начало от комической оперы с куплетами «Мельник, колдун, обманщик и сват» А.Аблесимова (1779). Оригинальные В. писали А.Шаховской, М.Загоскин, А.Писарев. Музыку к В. писали А. Верстовский, А.Алябьев. В 40-50-е гг. XIX в. В. достигает наивысшего расцвета. На сцене представители разных сословий, комические ситуации из семейной и городской жизни, с запутанной интригой, постоянными недоразумениями, остротами и каламбурами. Куплеты, к-рые также назывались В., часто были обращены к публике, в особенности заключительные; в них актеры просили отлица автора благосклонного отношения к представлению. Музыка упростилась, и многие куплеты не пелись, а произносились под музыку, образовав жанр декламации, занявший видное место в рус. В, к-рые писали П.Каратыгин, Н.Некрасов и др. В В. выступали прекрасные артисты: В.Асенкова, Н.Дюр и особенно А.Мартынов, создавший целую галерею типов, среди к-рых Лев Гурыч Синичкин в знаменитом В. Д. Ленского. Мастерами В. были актеры М.Щепкин, В.Живокини, К.Варламов и др. В 60-е гг. XIX в. с появлением оперетты В. приближается по характеру к легкой комедии и фарсу. Новые возможности В. открыл А.Чехов («Медведь», «Предложение», «Свадьба» и др.), сблизив этот жанр с реалистической драмой и комедией. ВОЗВЫШЕННОЕ, категория эстетики и один из видов пафоса в искусстве. Понятие «В.» обычно обозначает явления, к-рые превосходят меру человеческого восприятия, одновременно восхищая и устрашая своей грандиозностью: мощные картины природы, героические деяния людей, поражающие масштабами произведения арх., монументального искусства, эпические поэмы и т. п. С другой стороны, уже в эпоху эллинизма существовала трактовка В. как отголоска величия человеческой души, о чем величественные явления природы и искусства словно напоминают человеку.
 
« Пред.   След. »