ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО | Печать |
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО, искусство государства Византии (Восточной Римской империи), существовавшего с IV в. до 1453 г., когда его столица Константинополь (в древности Византии, ныне Стамбул) была захвачена турками. История В.и. — это период становления христианского искусства, его образного строя, тематики, канонов и одновременно его дифференциации на западное и восточное (см. Романский стиль; Готика; Древнерусское искусство). Высшие достижения В.и. связаны с храмовой архитектурой, фреской мозаикой, иконописью, миниатюрой. Главным храмом Византии была грандиозная церковь Св. Софии в Константинополе (VI в.). Мозаики Равенны (V—VII вв.) стали вершиной в истории этого вида изобразительного искусства. Из Византии привезена наиболее чтимая на Руси икона Владимирской Богоматери. Литература: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977; БанкА.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза,— М.-Л., 1966; Культура Византии. IV-первая пол. VII в.- М., 1984; Вторая пол. VII-XHB.-M., 1989;ХШ-первая пол. XVв. - М, 1991;Лазарев ВН. История византийской живописи. Т. 1-2,— М., 1947-1948; Тяжелое В.Н., Сопоцин-ский О. П. Искусство средних веков // Малая история искусств.— М., 1975. ВИНЬЕТКА, графическое украшение, применяемое при оформ-лении книг, журналов, пригласительных билетов, поздравительных открыток и других печатных произведений в качестве заставок, концовок или как дополнение к начальным буквам (инициалам). В. могут быть орнаментальными или сюжетно-изобра-зительными. Стиль и содержание В. должны определяться содержанием литературного произведения, для оформления к-рого они изготовляются. ВИОЛОНЧЕЛЬ, один из инструментов смычковой группы басо-во-тенорового регистра. Появившаяся в кон. XV-нач. XVI в. В. вскоре становится одним из ведущих струнных инструментов благодаря своему тембру, обладающему исключительной выразительностью, благородством и яркостью, и виртуозным возможностям. Широко применялась в камерно-инструментальной музыке, т. к. ей поручался один из ведущих голосов — басовый. Первые сольные произведения для В. написаны в кн. XVII в. В оркестре ей часто поручается исполнение основной мелодии (напр., в Анданте из 5-й симфонии Л.Бетховена, в Аллегро кон фация из 6-й симфонии П.Чайковского). Концертная литература для В. насчитывает много замечательных сочинений, напр. сюиты И.С.Баха, концерты Й.Гайдна, Р.Шумана, А.Дворжака, «Вариации на тему Рококо» Чайковского, сонаты Бетховена, Ф.Шопена, Э.Грига, С.Рахманинова и др. ВИОЛЫ, семейство струнных смычковых инструментов XIII— XVI вв., надолгое время вытесненное семейством скрипок. В. делились на В. да браччио (т. е. «ручные», малые, какскрипка или альт) и В. да гамба (т. е. «ножные», большие, как виолончель). Виоль д'а-мур (фр. «виола любви») — разновидность В., по регистру приблизительно соответствующая альту; тембр отличается особой нежностью и мягкостью. Применялся до сер. XIX в. Существуют и другие разновидности этого инструмента. Возрождение исполнительства на В. относится к рубежу XIX—XX вв., связано с ростом интереса к старинной музыке.
 
« Пред.   След. »