ВЕРТЕП- Ковбойский фильм | Печать |
ВЕРТЕП (др.-рус. «пещера»), народный кукольный театр XVII— XIXвв., изображавший Рождество Христово. (Наибольшее распространение получил на Украине, в Белоруссии.) Название В. означает пещеру, в к-рой, по Евангелию, родился Иисус. (В др.-славянских языках — Батлейка, Бетлем, от Вифлеема, города, где родился Иисус.) В. представлял собою 2-ярусный ящик. Куклы, укрепленные на проволоке, приводились в движение вертепщиком. В верхнем ярусе разыгрывались эпизоды из Евангелия (рожде-ственская драма), в нижнем — интермедии. Действие сопровождалось музыкой, рождественскими песнопениями. В. близокрус. театру Петрушки, польск. «шопке» идр. ВЕСТЕРН (англ. «западный»), одна из жанровых форм приключенческого кино. Возник в США («Большое ограбление поезда», режиссер Э.Портер, 1906, экранизация популярного театрального представления). Классическую модель В. придумал актер, наездник и режиссер Г.Андерсон. Он создал образ ковбоя Брончо Билли, любимца Америки и Европы. Ковбойский фильм (первое название В.) сродни национальному амер. зрелищу: полуцирковому представлению о диком Западе, со стрельбой и скачками. Одни и те же персонажи (с неизменными чертами характера и костюмами) разыгрывают одну и ту же историю: о злодеяниях преступника, к-рого побеждает благородный ковбой; на втором плане действуют шериф, владелец салуна и красивая девушка. «Мы меняли лошадей, но не сценарии», — вспоминал Г.Андерсон. В. оживил экран беспрестанным движением: бешеные погони со стрельбой, скачущие табуны лошадей, бесконечные драки. Идеализированные герои, смелые и бескорыстные, открывали зрителю незнакомый мир прерий, звали к приключениям. С В. началось вторжение амер. кино в Европу. Приближение В. к психологической драме началось с фильма Дж.Форда «Дилижанс» (1939, в советском прокате — «Путешествие будет опасным»). В фильме «Шейн» прославленный искатель приключений приходит к осознанию бессмысленности своего существования (1953, режиссер Д.Стивене). Ф.Циннеман в фильме «Ровно в полдень» (1953, премия «Оскар») уже показывает, как героизированные ранним В. переселенцы в момент смертельной опасности трусливо покидают своего шерифа. Осмысливается трагическая судьба индейцев («Апач», 1954, режиссер Р.Олдридж), резко осуждается геноцид коренного населения Америки, т. наз. «цивилизаторская миссия белых» («Голубой солдат», 1970, режиссер Р.Нельсон). А.Пенн создает В. об индейцах как источнике благородства и неиссякаемой жизненной стойкости («Маленький большой человек», 1970).
 
« Пред.   След. »