танец в балете ВАРЬЕТЕ | Печать |
Небольшой, технически сложный и композиционно развитый сольный танец в балете. ВАРЬЕТЕ (отлат. «разнообразие», «смесь»), эстрадный театр, в репертуаре к-рого комические одноактные пьески, пародийные сценки, выступления певцов, танцоров, чтецов, актеров, фокусников, гл. обр. развлекательного характера, с эффектным, пышным оформлением. В 80-е гг. XVIII в. в Париже приобрел известность бульварный театр «Забавное В.» с широким, разнообразным репертуаром и высоким качеством постановки и исполнения. В кон. XIX—нач. XX в. В. получили распространение в крупнейших городах Западной Европы как зрелищные предприятия особого типа. Среди наиболее известных современных В. — «Мулен Руж» и «Фоли Бержер» в Париже. ВДОХНОВЕНИЕ, состояние подъема творческих сил, приводящее к результатам, к-рые в обычном состоянии недостижимы. Этимологически В., как и соответствующие термины в ряде европейских языков, связано с представлением о духе, духовной силе, входящей или нисходящей на человека. В Др. Греции считалось, что вдохновенный поэт-певец (аэд, рапсод) находится во власти муз, действует в состоянии священного наития. С христианской т. зр. В. объясняется как проявление синергии — совместного действия Бога и человека, когда последний способен создать нечто «большее самого себя». Для художников Нового времени (напр. для нек-рых романтиков) В. бывает связано с чрезмерным напряжением, с чувством невозможности воплотить рождающиеся мысли и образы. Для других, напротив, В. — это «расположение души к живейшему принятию впечатлений» (А.Пуш-кин), естественное гармоничное состояние, когда замыслы могут «приходить, как свободные божьи дети, и говорить: вот я!» (И.В.Гёте). В. предполагаеттруд как обязательное условие, оно «не любит посещать ленивых» (П.Чайковский), но труд сам по себе не гарантирует его приход. Искусственно вызвать В. нельзя (попытки это сделать разрушают личность), но можно воспи-тывать в себе такое отношение к жизни, к-рое благоприятствует его приходу (см. Эстетическое отношение). В. может быть относительно кратким, а его приход ощутимым для самого художника, но может сопутствовать и длительной работе, как бы не содержать ничего экстатического и даже не фиксироваться художником как особое состояние. Тогда его присутствие осознается по прошествии времени, по результатам работы. ВЕДУТА, см. Жанры изобразительного искусства.
 
« Пред.   След. »