ВАЛТОРНА и ВАРИАЦИИ | Печать |
ВАЛТОРНА (от нем. «лесной рог»), медный духовой инструмент, обладающий мягким, благородным звуком. Первоначально были распространены натуральные В. разных строев. С натуральной В. связана музыка позднего барокко и особенно классицизма и раннего романтизма (концерты для В. с оркестром Й. Гайдна, В.Моцарта, К.Вебера и др.). В кон. XVIII—нач. ХГХ в. появились клапанные и вентильные В., на к-рых извлекается полный хроматический звукоряд. Используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент, к-рому в оркестре поручается исполнение лирических широких мелодий (напр., соло В. в Анданте 5-й симфонии П.Чайковского). ВАЛЬС (от фр., нем. «кружиться в танце»), танец, происшедший от нем., чеш. и австр. народных танцев. Тактовый размер — 3/4, характерно движение аккомпанемента равными четвертями. Темп различный — от самого медленного до очень скорого. В XIX в. утвердился в профессиональной музыке, получил повсеместное распространение в качестве танцевального (вальсы И.Штрауса и др.) и концертного жанра («Вальс-фантазия» М.Глинки), вплоть до введения в нек-рые симфонии в качестве одной из частей (3-я часть 5-й симфонии Чайковского). Характерные черты В. — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с четкой ритмической формулой. Жанр В. получил развитие в творчестве многих зарубежных композиторов (Э.Григ, Я.Сибелиус, Г.Малер, М.Равель), а также в рус. и советской музыке (А.Глазунов, С.Прокофьев, А. Ха-чатурян, Г.Свиридов). ВАРИАЦИИ (от лат. «изменение»), 1) видоизменение музыкальной темы, мелодии или ее сопровождения. В основе В. лежит тема, к-рая излагается в начале сочинения. Далее эта тема подвергается различным изменениям и принимает самый разнообразный характер. Каждое новое изменение темы, касается ли оно мелодического, гармонического или ритмического построения, углубляет, обогащает первоначальный образ. Количество отдельных В. на данную тему может быть различно. Классическим примером могут служить «32 вариации» для фортепиано Л.Бетховена, «Вариации на тему Рококо» и вариации из Третьей сюиты П.Чайковского, Вариации на тему Корелли С.Рахманинова. В. встречаются часто и в симфониях (последняя часть «Героической» симфонии Бетховена), в сонатах, концертах (средняя часть Фортепианного концерта А.Скрябина). Т. наз. «Глинкинские вариации» — оркестровые вариации с сохранением неизменной мелодии (напр., вокальной в Песне Марфы из «Хованщины» Мусоргского).
 
« Пред.   След. »