Франческо Берни | Печать |
Франческо Берни (1498—1535) прославился стихотворениями против пап Адриана VI и Климента VII, к-рые называл «бурлескными», т. е. шутливыми. В этой манере писал комедию «Стихотворение в терцинах» Галилео Галилей. Во Франции XVII в. Б. получил дальнейшее развитие в творчестве П.Скаррона («Вергилий наизнанку») и др. В эпоху классицизма (кон. XVII—XVIII вв.) Б. — род театральной пародии («Репетиция» герцога Букин-гемского — первая пьеса этого жанра, 1661). Б. получил распространение в России (шутот-рагедия или «святочная трагедия» И.Крылова «Триумф, или Подщипа», 1800). В музыкальном театре Б. — небольшая, шуточная пародийная опера, близкая к водевилю, а также небольшое сочинение для оркестра, к-рое в XVIII в. исполнялось перед оперой. В инструментальной музыке — пьеса грубовато-комического характера, родственная каприччо (напр. у И.С.Баха в 3-й партите для клавира). БУТАФОР, бутафория (итал. «выкидывающий вон»), участник спектакля в старом итал. театре, освобождающий сцену во время представления от уже «отыгравших» предметов, в т. ч. сломанных, забытых, потерянных актерами на сцене. Видимо, после этого ему приходилось чинить и делать новые необходимые вещи. Современный Б.-художник работает в театре, цирке, кино и создает бутафорию: мебель, скульптуру, украшения, посуду, муляжи, элементы костюма, оружие и т. п., имитируя настоящие или с к.-л. другими целями (напр. для цирковых номеров). В театре бутафория — часть оформления спектакля, изготовленная по эскизам сценографа из картона, проволоки, жести, пластмасс, папье-маше, различных тканей. Бутафория в театре должна быть очень прочной, т. к. она будет использоваться на протяжении всей жизни спектакля, иногда десятки лет, и одновременно легкой, выразительной и дешевой. БУФФОНАДА (итал. «шутовство»), комическое представление, а также его литературная основа, построенная в характерной для площадного театра утрированно-комической манере актерской игры. Традиции Б. восходят к представлениям др.-греч. мимов, развиты в выступлениях ср,-век. артистов (в России — скоморохов и шутов), в спектаклях яр-марочных театров и балаганов. Элементы Б. проникли в литературную комедию XVII—XVIII вв. (Мольер, К.Гольдони). В нач. XX в. интерес к Б. не угас: в нек-рых постановках Вс.Мейерхольда, С.Радлова и других интерес к Б. очевиден. Б., в виде небольшой комической разговорной сценки, или буффонного антре, живет в искусстве цирка, где достигла расцвета в кон. XIX в. Буффонное антре строится на столкновении контрастных характеров клоунов — хитреца рыжего и напыщенного белого. Элементы Б. часто используются в цирковых спектаклях и пантомимах. БЫЛИНА (были, старины), эпический жанр рус. музыкально-поэтического фольклора. Значительная часть сюжетов Б. восходит к эпохе Киевской Руси. Б. жили в устной передаче на протяжении ты-сячелетия, обогащаясь новыми сюжетами, переосмысливая старые, но сохраняя специфическую поэтику и приверженность к традиционным героям. Жанровые признаки Б.: развернутый повествовательный сюжет, гиперболичность образов, условное время и место действия, обилие эпитетов и метафор. Известны Б. об Илье Муромце, Добры-не Никитиче, Садко и др. БЫТОВОЙ ЖАНР, см. Жанры изобразительного искусства. БЮСТ (фр.), погрудное скульптурное изображение человека, распространенный вид скульптурного портрета.
 
« Пред.   След. »