БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ | Печать |
БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ, или бытовой танец, наименование парных и массовых танцев, к-рые, в отличие от сценических, служат для развлечения в быту, исполняются на танцевальных вечерах, в наше время — на конкурсах Б.т. Этот тип танца складывался по мере проникновения элементов народной танцевальной культуры в быт феодалов и королевского двора; позже Б.т. исполнялись на балах (в России — на «ассамблеях», учрежденных Петром I). В XIX в. самым популярным Б.т., оттеснив старинные жанры (гавот, менуэт и др.), сделался вальс. В XX в. на развитие Б.т. все большее влияние оказывали танцевальные традиции Сев. и Южной Америки (вальс-бостон, тустеп, чарльстон, фокстрот, блюз, танго, румба, самба и т. д.). Для современных Б.т. характерна свободная композиция, импрови-зационность исполнения. БАРАБАН, название ряда ударных инструментов: 1) малый Б. — не-большой ударный инструмент, издающий звуки неопределенной высоты при ударах по натянутой коже палочками, деревянной колотушкой и руками. С древности использовался как сигнальный инструмент, для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, в религиозных обрядах. В оперный и симфонический оркестр введен в ХГХ в. (использовался в операх Дж.Мейербера, Р.Вагнера, большая партия отдана ему в «Болеро» М.Равеля), широко представлен в джазовой музыке. 2) Большой Б., т. наз. «турецкий» Б. — крупный ударный инструмент, применялся в военном оркестре; с начала XVIII в. — в оперном (используется для имитации «янычарской музыки», напр. в опере Моцарта «Похищение из сераля»), симфоническом оркестре. БАРБИЗОНЦЫ, фр. пейзажисты так называемой «барбизонской школы», получившей название от деревушки Барбизон. Здесь в 1830— 60-х гг. наблюдали природу и работали с натуры (на пленэре) живописцы Т.Руссо, Ж.Дюпре, Н.Диаз, КТройон, Ш.Добиньи и близкий к ним К.Коро. В своем восприятии и понимании природы они близки Ж.Милле. На Б. существенное влияние оказало также творчество английского пейзажиста Дж. Констебля, писавшего свои картины с натуры. Б. открыли эстетическую ценность сельских мотивов французской природы, к-рые прежде было принято относить к «простым», достойным изображения лишь в этюдах и эскизах, предназначавшихся для дальнейшей переработки и использования в картине. На живописные завоевания Б. опирались импрессионисты. БАРД (кельт, «певец»). 1) В Др. Ирландии, Уэльсе, Шотландии — народный певец, сказитель и музыкант. Б. вели бродячий образ жизни или служили при княжеском дворе. Аккомпанируя себе на щипковом (позже — смычковом) струнном инструменте, Б. пели о подвигах героев, слагали песни как религиозного, так и сатири-ческого содержания, иногда пели перед началом и во время сражений. С кон. XVIII в. в европейской литературе распространились подражания поэзии Б. и даже искусные фальсификации. Огромный успех имели песни, сочиненные Дж. Макферсоном и изданные под именем полулегендарного Б.Оссиана. 2) В советской России, с кон. 1950 — нач. 1960-х гг., Б. стали называть сочинителей песен лирической или социальной направ-ленности, к-рые они же исполняли, обычно аккомпанируя себе на гитаре (Б.Окуджава, В. Высоцкий, А.Галич, Ю.Ким и др.). В искусстве Б. художественность впечатления часто бывает неотделима от авторского исполнения. БАРЕЛЬЕФ - см. Рельеф. БАРИТОН (от итал. «низкозвучащий», греч. «тяжелозвучный»), 1) мужской голос среднего между басом и тенором регистра. По характеру звука Б. делятся на лирические, более мягкие и подвижные, близкие к теноровому звучанию (напр. партия Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского) и драматические, более сильные и мужественные, близкие к басу (напр. партия Риголетто в одноименной опере Верди). 2) Басовый струнный смычковый инструмент из семейства виол. 3) Медный духовой инструмент, употребляющийся в духовых оркестрах. 4) Обозначение разновидностей в семействах духовых инструментов, напр. саксо-фон-Б., баритоновый гобой. БАРКАРОЛА (от итал. «лодка»), первоначальное название песен венецианских лодочников (часто на-зываются «гондольерами» — от итал. «гондола» — лодка). Б. имеет обычно лирический, мечтательный характер. Ее особенности — спокойная, плавная мелодия на фоне мерного сопровождения, как бы подражающего всплескам волн. Пьесы в форме Б. получили большое распространение, как в вокальной, так и инструментальной литературе: Б. Ф.Шуберта, Дж. Россини, Ф.Шопена, Ф.Листа, М.Глинки, П.Чайковского, С. Рахманинова. БАРОККО {итал. «вычурный», «странный»), стиль, получивший развитие в XVII и 1-й пол. XVIII в. В искусстве ряда европейских стран, гл. обр. в Италии (где Б. зарождается еще во 2-й пол. XVI в.), а также в Испании, Германии, Франции и др.
 
« Пред.   След. »