Соц-арт | Печать |
Соц-арт — одно из наиболее известных направлений советского искус-ства 1970— 1980-х годов, сложившееся в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии. Соц-арт стал своеобразной эстетической реакцией на засилье официальной пропаганды в культуре тех лет. Используя расхожие символы, лозунги и знаки социалистической агитации (серп и молот, звезда, красное знамя, пионерский салют, портреты вождей и др.), соц-арт развенчивал в игровой форме их истинный смысл, раскрепощая тем самым восприятие зрителя от идеологических стереотипов. Гротеск, ирония, острые подмены и свободное цитирование любых пластических приемов и стилей стали основой его броского, сознательно эклектического художественного языка, во многом совпадавшего с методами бурно развивавшегося в те же годы постмодернизма. Пародийный термин «соц-арт», буквально обозначающий социалистиче-ское искусство, был предложен основателями движения московскими ху-дожниками В.А. Комаром и А.Д. Ме-ламидом по аналогии с поп-артом. Соц-арт не был жестко очерченным стилевым направлением с набором обязательных мировоззренческих установок и эстетических догм. Он объединял весьма различных по своей манере авторов. Создатели соц-арта определили это течение как «игру с идеологией», они стремились в гротескной форме показать всю нелепость массовой идеологии и кризис социалистического реализма. Картины художников этого направления на первый взгляд выглядят вполне достоверно. Однако всматриваясь, к примеру, в пионерскую символику — красный галстук, барабан, горн, пионерский салют, постепенно начинаешь понимать, что изображены они не для того, чтобы прославлять счастливое детство в советской стране, а для того, чтобы показать лживость и пустоту привычных символов, разочарование в идеалах социализма. В.А. Комар и А. Д. Меламид выразили свою методо-логию работы с советскими стереотипами в таких картинах, как «Двойной автопортрет в виде пионеров», «Цитата», «Пачка сигарет "Лайка"», «Не болтай», «Спасибо тов. Сталину за наше счастливое детство» и др. По способам и техническим приемам соц-арт — типичный поп-арт, со-единивший живопись, скульптуру и реальные вещи, представленные в аб-сурдных сочетаниях. К кругу соц-арта примыкали на протяжении 1970-х годов группы ху-дожников «Гнездо», «Мухоморы», Г. Д. Брускин и др. Например, картины серии «Фундаментальный лексикон» Г. Брускина напоминают о стоявших когда-то повсеместно гипсовых статуях пионеров, спортсменов, солдат. Каждый из персонажей держит в руках соответствующий символ. Это театр фигур, представляющих определенную знаковость советского времени. В дальнейшем Г.Брускин воплотил образы «Фундаментального лексикона» в росписях фарфора (по аналогии с советским агитационным фарфором) и в скульптурных фигурах в человеческий рост. Известность обрушилась на соц-арт в годы «перестройки». С конца 1980-х годов он вышел на международную художественную арену и стал едва ли не ведущим направлением. Однако политическая переориентация общества в годы перестройки не только вывела соц-арт на орбиту моды, но и предопределила его закат, так как сделала неактуальной содержательную основу его иронических образов.
 
« Пред.   След. »