Трансгрессия | Печать |
Ярким примером реализации концептуальных идей в искусстве может быть проект « Трансгрессия» творческой группы в составе: Л. Байтенова, Е. Габ-риелев, Г. Ельшевская, С. Кусков, А.Ольховский, Н.Селиванов, Ю.Фе-сенко и Д. Хегай. Понятие «трансгрессия» используется лексикой структурализма для описания процессов, происходящих на границах культуры. Точнее, под трансгрессией подразумевается выход за пределы разумного и управляемого мира. Изначально этот термин обозначает такой геологический процесс, когда вследствие тектонических изменений море наступает на сушу, изменяя материковые границы. За трансгрессией следует регрессия — море отступает, оставляя слой новых накоплений. Собственно, связывать этот проект с некими глубинными «тектонически-ми» процессами в культуре позволяет то, что его авторы исследуют форми-рование новой визуальной модели. В их художественно-эвристическом проекте выстраивается ряд из произведений искусства, где каждое последующее является интерпретацией предыдущего. Рассматривая каждое произведение по отдельности, мы сталкиваемся с регрессией, т.е. изучаем определенный слой накоплений. Для реализации этого проекта был создан визуальный ряд, состоящий из репродукции в альбоме персидского ковра, живописного произведения по этой репродукции, черно-белой фотоверсии с живописного полотна одинакового с ней размера, гобелена, сотканного по фотографии, и видеопроизведения. Выбор объекта не был случайным. Это один из древнейших (V в. до н.э.) царских погребальных ковров персидской работы. Авторы не ставили перед собой задачи расшифровать орнаменты этого ковра. Они пытались реконструировать процесс движения времени, который меняет материю, но оставляет неизменным зашифрованное послание объектов художественной культуры. Проходит время, меняется мир, новые взгляды на те или иные произведения обогащают человеческое знание, и каждый художественный объект хранит в себе бесконечный по-тенциал для извлечения новых смыслов. Как интерпретационный полигон для этого проекта был выбран музей. В качестве контекста использовались два музея — Музей искусства народов Востока и Государственный Эрмитаж. Проект был осуществлен непосред-ственно в Музее искусства народов Востока, а Государственный Эрмитаж, где хранится персидский ковер, был представлен в форме видеофильма, полученного в процессе единственной съемки, без монтажа. Собственно, концепция съемки являлась сутью проекта: надо было создать образ беспрерывного движения сквозь пространства Эрмитажа, толщу накоплений европейской цивилизации к ее таинственным истокам. Фильм демонстрировался в экспозиции по трем видеомониторам, запущенным последовательно, с интервалом в 10 минут. Таким образом, художественное высказывание с помощью электронных технологий для постмодернистских стратегий является одним из множе-ства способов репрезентации, таких, как живопись, инсталляция или соб-ственное тело.
 
« Пред.   След. »