Александр Александрович Дейнека | Печать |
Александр Александрович Дейнека (1899—1969) был человеком широко одаренным: живописцем, графиком, скульптором и монументалистом. В первый период творчества он использовал для больших живописных полотен приемы плакатной графики и киномонтажа («На стройке новых цехов»). Дейнека написал первую советскую монументальную историко-революци-онную картину «Оборона Петрограда» (1928). Суровому нарастающему ритму движения отряда рабочих, уходящих на защиту Петрограда, противопоставлен прерывистый ритм движения иссякающего потока раненых, возвращающихся с фронта по мосту. Станковые работы Дейнеки 1930-х годов запечатлели физическое и нравственное совершенство строителей социализма («Физкультурница», «Футбол», «Будущие летчики» и др.). Самой значительной работой этого периода является картина «Мать». В ней сочетаются героическая монументальность, лиризм и драматическое напряжение. Это достигается с помощью динамичной асимметричной композиции и строгости колористического решения. В эти годы Дейнекой были написаны смелые по новизне поэтичные полотна: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень» и др. Дейнека — автор мозаичных плафонов станции метро «Маяковская», основной темой которых было покорение воздушного пространства и спорт (аэропланы, парашютисты, летающие лыжники и гимнасты). В годы Великой Отечественной войны им были созданы патриотические произведения, полные героического пафоса («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.», «Оборона Севастополя»). Значительной работой Дейнеки стал выполненный в технике флорентийской мозаики фриз с портретами выдающихся ученых в здании МГУ на Воробьевых горах. В поздний период художник все более тяготел к академизму («Раздолье»), в его творчестве преобладали камерные станковые работы («Друзья»).
 
« Пред.   След. »