Владимир Евграфович Татлин | Печать |
Владимир Евграфович Татлин (1885—1953) проявил себя как живописец, график, театральный художник. Поиски своего стиля он осуществлял в русле авангарда. Он занимался кон-струированием новых форм в архитектуре, предметном дизайне и книжной графике, сценографии. Вся его жизнь была заполнена творчеством. Начав как живописец, Татлин тяготел к кубизму и футуризму, но уже к середине 1910-х годов он стал одним из создателей конструктивизма. Татлин стремился показать скрытые природные свойства материала. Он много экспериментировал с различными красками и мазками, чтобы передать на плоскости объем с помощью цвета. В дальнейшем художник перешел к созданию картин-контррель-ефов. Это были объемно-пространственные абстракции из железа и дерева с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вешей и отчасти обработанные живописными средствами. Работая с натуры, он переходил от любования плавными линиями женского тела к конструкции. Фигура превращалась в сочетание геометрических форм. Художник оригинально преломлял и развивал идеи Пикассо. Обнаженная натура и натюрморты Татлина впечатляли экспрессивно обобщенным рисунком, ясной конструктивностью композиции, свидетельствовавшими об усвоении приемов новейшего искусства. Вместе с тем в них отчетливо проступала генетическая связь с иконописью, фресками. Татлин много занимался изучением и копированием образов древнерусского искусства. Автопортрет «Матрос» выполнен быстрыми упругими линиями, кажется, что изображение возникло в счи танные мгновения. Фигуры двух моряков на заднем плане предельно обоб-щены. Напряженный колорит картины построен на контрасте желтого лица со смелыми бликами и монохромной гаммы черно-серых цветов. Звучный синий матросской робы и легкие розовые оттенки в фоне и одежде допол-няют цветовое решение полотна. Революцию Татлин принял безоговорочно. Он задумал проект башни III Интернационала, которая будет показывать время. Четыре ее составные части находятся в непрерывном движении. Первая, нижняя часть совершает полный оборот за год, вторая — за месяц, третья — за неделю, а четвертая — за день. В образе башни были воплощены многие принципы конструктивизма: применение исключительно «новых материалов» века — стекла и металла, демонстрация металлического каркаса, динамичная композиция и др. Внут-ри спиралевидного каркаса находятся четыре геометрических тела: куб, пи-рамида, цилиндр и полусфера. Безупречность их формы напоминает об уни-версальной и всеобъемлющей роли первоэлементов. Татлинский памятник задумывался как реально функционирующее здание по размерам вдвое выше нью-йоркского небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. Проект не был осуществлен и даже авторская модель не сохра-нилась.
 
« Пред.   След. »