ИСКУССТВО РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. | Печать |
Во второй половине XIX в. в исторической и жанровой живописи зарождаются многие особенности искусства критического реализма. Продолжает развиваться бытовой жанр. В русском искусстве огромную роль сыграло Товарищество передвижных художественных выставок, в уставе которого говорилось о том, что выставки должны помочь провинциальным жителям познакомиться с русским искусством, а также развить любовь к искусству в обществе. Ос-новоположниками Товарищества были Н.Н.Ге, В. Г. Перов, И.Н.Крамской и др. Главным художественным принципом Товарищества был реализм, или «правда жизни», как говорили передвижники. Для них было важно отразить национальное своеобразие русской жизни и русского ис-кусства. Одним из аспектов проблемы национальной специфики было постижение русского характера или типа. Стремление к типическому очевидно в таких работах, как «Крестьянин с уздечкой» И.Н.Крамского, «Кочегар» Н. А.Ярошенко, «Шахтерка» Н. А. Касаткина и др. Особое место в творчестве передвижников занимал пейзаж. Художники А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильев запечатлели красоту и мощь русской природы, сумев в истинно национальном отразить вечное, непреходящее. В. Д. Поленов прославился как пейзажист и автор полотен на исторические темы. В творчестве передвижников разнообразно был представлен бытовой жанр: от «хоровых сцен» — многофигурных шествий, гуляний, свадебных церемоний (И. Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии», В.М.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу») до картины-рассказа с неболь-шим количеством действующих лиц (Н. В. Неврев «Смотрины»). Историческая живопись передвижников была связана в основном с именами И. Е. Репина и В.И.Сурикова. Выразителями передвижнических идей в художественной критике явились В. В.Стасов и И. Н. Крамской. Архитектура Вторая половина XIX в. в архитектуре была временем господства эклектизма (историзма). Архитекторы пробовали обрести источник вдохновения, отбирая и смешивая элементы разных стилей или проектируя здание в стиле предшествующей эпохи. Развитие промышленности в России не стояло на месте. С начала XIX в. стали производить ковкое железо, которое все больше использовалось в строительстве. Железо также внедрялось при строительстве большепролетных конструкций. Хотя чугун очень хрупок, он все равно получил широ-кое применение в строительстве, так как его было легче производить. Облик городов в то время стремительно менялся. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки, театры, музеи, банки, пассажи (универсальные магазины) и вокзалы, и соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.
 
« Пред.   След. »