Павел Андреевич Федотов | Печать |
Павел Андреевич Федотов (1815 — 1852) — основоположник бытовой сатирической картины. Нужда преследовала художника от рождения до самой смерти, поэтому тема гнетущей, бес-просветной бедности — одна из основных в его творчестве. В свободные от службы часы юный прапорщик посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа, где выставлялись жанровые картины голландских мастеров XVII в. Сначала Федотов работал графическими материалами (карандаш, сепия и акварель), позднее перешел к живописи маслом. На картине «Свежий кавалер» (1846) герой стоит посреди тесной захламленной комнаты в величественной позе, нацепив орденский крестик на свой полосатый халат, а кухарка с насмешкой указывает хозяину на прохудившийся сапог. Рассказанный Федотовым комический случай приобретает большой обобщающий смысл. В этой картине Федотов только пробовал себя в масляной живописи. Вводя цвет, он скорее раскрашивал отдельные предметы, чем объединял их в гармоничную цветовую композицию. «Свежий кавалер» — это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. «Сватовство майора» (1848) напоминает сцену из водевиля на очень распространенный сюжет — брак по расчету. Не очень молодой майор, видимо проигравшийся в пух и прах, решил поправить свои дела, женившись на девушке из купеческой семьи, которой лестно породниться с дворянином. Долгожданное появление жениха производит всеобщий переполох. Хозяин дома, солидный купец, торопливо застегиваясь, улыбается свахе, которая нахваливает жениха. Кухарка оцепенела с блюдом в руках, а позади нее снуют и перешептываются домочадцы. Невеста изображает смущение и готова упорхнуть, а мать одергивает ее за подол роскошного платья. Майор стоит в передней и виден только зрителям. Он приосанился, втягивает брюшко и подкручивает усы, желая показаться бравым кавалером. В колорите два цветовых пятна играют решающую роль: бледно-розовое платье невесты, выделяющееся светлым пятном на сложном фоне, и светло-зеленая стена передней, на которой хорошо заметен темный силуэт офицера. За «Сватовство майора» Академия худо-жеств присвоила Федотову звание академика. Следующая работа художника — «Завтрак аристократа» (1849— 1850). Бедный, но не желающий потерять свою репутацию, молодой щеголь застигнут врасплох нежданным гостем именно в тот момент, когда собирается приступить к своему скудному завтраку. Он прячет черствый ломоть хлеба под книгу. Его поза и лицо выражают страх и неловкость. Картина написана в насыщенном колорите. Новый этап в творчестве Федотова начался с вариантов картины «Вдовушка» (1851 — 1852). Это незабываемый образ страдающей женщины: весь прежний уклад ее жизни катастрофически рухнул, нищета и голод угрожают ей и еще не родившемуся ребенку. Поза и лицо вдовушки выражают бессилие перед судьбой: глаза заплаканы, голова покорно склонена, рука безвольно опущена. Идея этой картины остросоциальна. Герой картины «Лнкор, еще анкор\» (1851 — 1852) — офицер, служащий, видимо, где-то в глухой провинции. Он лежит на топчане и играет с собакой, заставляя ее прыгать через чубук курительной трубки. И это несерьезное занятие, и вся обстановка убогого жилища выражают скуку человека, кото-рый не знает, чем заполнить свои однообразные дни. Цветовой контраст освещенной свечой красной скатерти и холодного зимнего пейзажа за окном усиливает ощущение тоски и безысходности. В названии картины бессмысленно повторяется одно и то же слово (encore по-французски означает «еще»). Трудно найти другое произведение, в котором с такой силой были бы показаны глубочайшая тоска и беспросветность жизни. Последняя картина Федотова «Игроки» (1852) — редкий для того времени образец группового портрета. Карточная игра превращается в загадочное драматическое событие. Комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Игра закончена, и трое игроков встали, разминая затекшие от долгого сидения тела. Проигравший, застывший за столом в оцепенении, похож на Федотова. Картины Федотова были первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи.
 
« Пред.   След. »