Александр Андреевич Иванов | Печать |
Александр Андреевич Иванов (1806 — 1858) — величайший живописец своей эпохи. Он родился в Петербурге в семье профессора Академии художеств, который и стал его наставником в искусстве. В начале своего творческого пути художник создал много произведений на библейские сюжеты. В картине «Явление Христа Марии Магда,аине» (1834— 1836) классическая правильность поз и жестов героев сочетается с религиозной просветленностью их лиц. За эту работу Иванов получил звание академика и продление пансиона на пребывание в Италии. Самое большое полотно А. Иванова, знаменующее целый этап в развитии русской живописи, — «Явление Христа народу» — картина на евангельский сюжет. Художник работал над ней более 20 лет. Эта картина, ставшая, бесспорно, главным произведением художника, есть не только изображение бо-жественного чуда, но и чуда духовного преображения, нравственного обновления человечества. Христос, возникающий на склоне холма, направляется в долину реки Иордан, где Иоанн Креститель обличает зло и несправедливость, царящие в мире. Фигура Христа служит подтверждением истинности слов прорицающего победу добра и справедливости Иоанна. Центральная фигура картины — изможденный раб, предчувствующий свое духовное освобождение. Слева от Иоанна находится группа будущих апостолов, которые вскоре последуют за Христом. Справа — фарисеи и книжники, отвергающие истину во имя догмы. Художник показывает людей разного возраста и общественного положения. Во многих подготовительных этюдах к картине Иванов высту-пает новатором, опередившим современников в понимании законов све-товоздушной среды и живописи под открытым небом. Он подробно разрабатывал мотивы природы по отдельным темам, обусловленным композицией картины (деревья первого плана, земля, камни, вода, деревья дальних планов, горы, небо). В 1840-е годы Иванов задумал цикл росписей на библейские сюжеты. Поражает обилие и разнообразие выполненных акварелью эскизов. Они поистине вдохновенны и потрясают зрителя мощью образов («Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака», «Сбор манны в пустыне», «Шествие пророков», «Проповедь в храме», «Женшины и знавшие Христа смотрят издали на распятие» и др.). Несмотря на то что эскизы росписей не были реализованы на стенах, они превосходят все сделанное русскими художниками XIX в. в этой области.
 
« Пред.   След. »