Карл Павлович Брюллов | Печать |
Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852) был крупнейшим живописцем эпохи. Он сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями. В ряде его работ чувствуются следы реалистического мироощущения. Брюллов получил академическое образование и еще студентом имел репутацию молодого гения. В 1822 г. только что созданное Общество поощрения художников отправило Брюллова за границу, где он плодотворно работал («Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский полдень» и др.). Картина «Итальянский полдень» рождает ощущения полуденной жары и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние прекрасной женщины. Обращение к натуре, далекой от классических пропорций, вызвало неодобрение в Обществе поощрения художников, поэтому Брюллов отказался от пансиона и стал независимым живописцем. В последние годы пребывания в Италии он написал знаменитую «Всадницу» (1832), грациозно сидящую на великолепном вороном скакуне. Скромную воспитанницу графини Самойловой Джованину Паччини художник изобразил как титулованную особу. Красотой и ловкостью амазонки восхищается ее маленькая сестра Амалия Паччини, как бы призывая зрителя разделить ее восторг. В отличие от традиционных портретов здесь герои показаны в движении. Обобщенный колорит картины, построенный на гармонии локальных цветов, в дальнейшем стал преобладающим в живописи Брюллова. Известное монументальное полотно К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» является национальным достоянием. Поражает не только блестящее живописное мастерство художника, но и то, что он гениально соединил в своей картине принципы строгого академического искусства с романтиче-ской взволнованностью, предугадав пути дальнейшего развития русской живописи. К. П. Брюллов побывал на раскопках Помпеи и Геркуланума, чтобы изучить их руины и памятники, точно воспроизвести события на своем полотне. Он изобразил трагедию гибнущего от извержения вулкана города, столкновение человека и разрушительных сил природы. Перед лицом разбушевавшейся стихии люди ведут себя по-разному: одни безвольно покоряются судьбе, другие рвутся к спасению, проявляя любовь и героизм, алчность и предательство. Позы, жесты, лица, действия людей передают панический страх, ужас, отчаяние, решимость. Символично то, что в толпе помпеян художник изобразил самого себя, уносящего ящик с кистями и красками. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах. Картина была написана в Риме и совершила триумфальное шествие по многим столицам Европы. Тем самым русская академическая школа получила полное признание на Западе. Принес ты мирные трофеи С собой в отеческую сень, И стал «Последний день Помпеи» Для русской кисти первый день. (Е. Баратынский) По возвращении в Петербург Брюллов много работал в жанре портрета. Портрет знаменитой светской красавицы Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амацилией — типичный парадный портрет. Горделивая осанка женщины, взгляд, устремленный поверх толпы, снятая маска воспринимаются как вызов, брошенный обществу. Изумительна гармония локальных цветов картины. Брюллов великолепно передает фактуру тканей. Фоном для величественной фигуры служит красный занавес, отделяющий ее от карнавальной толпы. Брюллов запечатлел не просто бал, а, как он говорил, «маскарад жизни». Одной из вершин мастерства художника является «Автопортрет» (1848). На нем изображен больной и глубоко усталый человек. Голова его покоится на красной подушке. Этот цвет образует колористическую доминанту. В исхудалом лице в большей степени выражено страдание нравственное, чем физическое. Внимательный, все понимающий взгляд художника устремлен на зрителя. Тонкая нервная рука устало свисает с подлокотника кресла. (Руки на портретах Брюллова всегда очень выразительны.) «Автопортрет» был создан за один сеанс и сохранил все преимущества этюда — яркость и живость. Можно проследить движение кисти и представить последовательность работы. Портрет свидетельствует о том, какой могучей творческой энергией обладал художник. Завершала творческий путь художника большая работа в Исаакиевском соборе. Он исполнил все предварительные картоны и эскизы росписи, начал расписывать купол собора, но заболел и не смог закончить.
 
« Пред.   След. »