Алексей Гаврилович Венецианов | Печать |
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 — 1847) родился в Москве в семье купца. В двадцать два года он отправился в Петербург и поступил на государственную службу. В свободное время Венецианов посещал Эрмитаж, изучал и копирован картины старых мастеров. Здесь же он познакомился с известным портретистом В. Боровиковским и стал его учеником. В 1811 г. на соискание звания академика художник представил в Академию художеств «Автопортрет ». С этой целью традиционно выставлялись религиозные или исторические картины либо портреты известных людей, а автопортрет — впервые. Из мягко освещенного пространства прямо к зрителю обращено некрасивое, но одухотворенное лицо мастера. Его глаза за стеклами очков внимательны и сосредоточенны. Работа была прекрасно написана и вызвала всеобщее одобрение. Венецианов стал академиком. Вскоре он женился, приобрел имение Сафон-ково в Тверской губернии, оставил службу и уехал в деревню. В своей усадьбе Венецианов продолжил занятия живописью и начал педагогическую деятельность. Художника влекли русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землей. Картина «Гумно» (1823) (см. цв. вкл.) написана с натуры. Венецианов изобразил гумно с работающими и отдыхающими людьми, с лошадьми, повозками, земледельческими орудиями. Потоки солнечного света проникают в помещение сразу с трех сторон: через проем на переднем плане холста, через ворота слева и на заднем плане. Венецианов приказал выпилить стену гумна, чтобы изобразить интерьер мак-симально достоверно. Группы и отдельно стоящие фигуры крестьян постепенно уводят взгляд зрителя в глубь картины. В дальнейшем Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен. Художник писал без эскизов и предварительного рисунка, сразу на холсте с натуры или по воспоминаниям. Непосредственность и простота резко отличали его картины от академических работ. Мальчик-пастушок спит на берегу речки. У него за спиной типичный русский пейзаж, один из первых в истории отечественной живописи («Спящий пастушок», 1823—1824). Статная женщина в сарафане идет по полю, держа под уздцы лошадей. Ее взгляд прикован к ребенку, сидящему на краю поля {«На пашне. Весна», первая половина 1820-х). Хлеб созрел, и его убирают женщины-жницы. Крестьянка, сидящая вполоборота к зрителю на высоком помосте, кормит младенца («На жатве. Лето», середина 1820-х). Красота, величавость и по-этичность венециановских крестьянок имеют обобщенный характер. В этих картинах большую роль играет русский пейзаж: золотые и зеленые поля, высокое чистое небо, темный ельник и др. Наиболее значительные примеры крестьянского портрета в живописи первой трети XIX в. — это венецианов-ские «Захарка», «Девушка с теленком», «Голова крестьянина», «Крестьянка с васильками». Непосредственность, портретность характеристики модели в этих произведениях является одним из самых серьезных реалистических завоеваний эпохи. Значение Венецианова в русской живописи определяется и его педагогической деятельностью. Он обучил живописи более 40 юношей, в большинстве крепостных, а также детей ремесленников и мещан. В основе обучения было рисование с натуры. Достижения и открытия Венецианова продолжали жить в русском искусстве благодаря работам учеников.
 
« Пред.   След. »