Сильвестр Феодосиевич Щедрин | Печать |
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791 — 1830) вырос в среде художников. Его отец, Феодосии Федорович, был скульптором, а дядя, Семен Федорович, — пейзажистом. В девять лет Щедрин поступил в Академию художеств. Восхищение городскими видами итальянца Д. А. Каналетто, которые он видел в Эрмитаже, а также, вероятно, влияние дяди определили выбор будущего живописца: он стал пейзажистом. Окончив Академию художеств в 1811 г., Щедрин получил большую золотую медаль и право совершить пен-сионерскую поездку за границу, но ее пришлось отложить из-за войны с Наполеоном в Европе. Щедрин несколько лет совершенствовался при Академии, представляя на выставки свои картины, изображающие окрестности Петербурга. В пейзажах 1815 — 1817 гг. он показал не центральные улицы и набережные Невы, которые так привлекали мастеров XVIII столетия, а безмятежные городские окраины, прогуливающихся господ, погруженных в повседневные заботы простолюдинов. Только в 1818 г. Щедрин наконец поехал в Италию, которая стала для него второй родиной. Здесь излюбленным жанром художника стал пейзаж реального места, населенный живыми, характерными типами. Вот один рыбак плывет в лодке, другой сушит сети, кто-то тащит корзину, многие просто отдыхают. Любимыми моделями Щедрина были нищие и бродяги: они позволяли лучше передать местный колорит, который особенно ценили заказчики. В многочисленных видах Рима и его окрестностей мастер под воздействием натуры постепенно отказался от общепринятого в то время коричневатого теплого колорита и стал писать в холодных голубоватых и серебристых тонах. Сильвестр Щедрин стремился передать живое впечатление от приро-ды, многообразной и изменчивой. Негой южного итальянского лета наполнен цикл «Террасы на берегу моря». Щедрин запечатлел необыкновенно уютные, прогретые солнцем и увитые лозами винограда террасы в разное время дня, наблюдая жизнь и нравы различных персонажей: священников и монахов, нищих и мальчишек. Единство природы и обживших ее людей в произведениях Щедрина столь естественно, что кажется, будто художник писал их одновременно. Однако летом он обычно выполнял с натуры пейзаж, а зимой «населял» его людьми. Поэтому некоторые незавершенные работы мастера непривычно без-людны. Таков, например, «Вид Амаль-фи близ Неаполя» (1826). На первом плане картины видны коричневато-зеленые скалы, на горизонте — голубая гора, а между ними — светлые домики приютившегося на скале городка Амальфи. В последние годы жизни художник нередко писал ночные пейзажи, освещенные светом луны или костра. На картине «Неаполитанские рыбаки в лунную ночь. Вид Позилиппо» (конец 1820-х гг.) жаркий огонь костра на первом плане контрастирует с холодным серебристым блеском лунной дорожки на по-верхности моря. Щедрин одним из первых открыл этот необычный цветовой эффект, ставший очень популярным в русской живописи середины и второй половины XIX в. Пейзажи Щедрина пользовались огромным успехом у публики. Материально независимый от Академии, он был вольным художником и до конца дней жил в Италии. Его творчество предвосхитило открытия французских импрессионистов.
 
« Пред.   След. »