Орест Адамович Кипренский | Печать |
Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836) (фамилия Кипренский, возможно, происходит от имени богини Кип-риды, т.е. Афродиты) был великолепным портретистом. Кипренский учился живописи в Академии художеств, где создал полотна, за которые его избрали академиком, например парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова (1809), двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова. Образ поэта, творца особенно интересовал художников романтического направления. В 1816 г. Кипренский создал портрет Василия Андреевича Жуковского (1783— 1852). Задумчивое лицо поэта, контрастное освещение на фоне нечеткого пейзажа с руиной, бурным морем и облачным небом под-черкивают романтический характер его творчества. Большой глубиной при внешней простоте обладают женские образы Кипренского (Д. Н.Хвостова, Е.С.Авду-лина, девочка в маковом венке и др.). Композиция портрета Е. С.Авдули-ной во многом напоминает «Джоконду» Леонардо да Винчи: женщина сидит в темной комнате на фоне окна, за которым открывается пейзаж, у нее, как у Джоконды, сложены руки. Пейзаж Кипренского — это не выписанный во всех деталях ландшафт и не изображение конкретного города, а неясный, романтический вид. Образ героини сопоставлен с цветком. Взгляд, направленный мимо зрителя, придает ее лицу выражение отрешенности. С виртуозным мастерством изображены детали костюма — желтая узорчатая персидская шаль (такая же, как на портрете Хвостовой), жемчужное ожерелье, кружево чепца. В Петербурге художник написал множество портретов, в том числе портрет А. С.Пушкина (1827). Скрещенные на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — все это характерные приметы романтического героя, отрешенного от окружающего мира и погруженного в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «...минута — и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент — момент творчества. Именно это особенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил свое восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвященном Кипренскому: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз. В 1828 г. Кипренский уехал в Италию и в Россию уже не вернулся.
 
« Пред.   След. »