Иван Петрович Мартос | Печать |
Иван Петрович Мартос (1752 — 1835) получил академическое образование. Он создавал памятники в технике круглой скульптуры и надгробия (С.С.Волконской, М.П.Собакиной, Е.С.Куракиной и др.). Самый плодотворный период в творчестве мастера — первая четверть XIX в. К этому времени относятся его наиболее значительные произведения: рельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» на портике Казанского собора в Петербурге, памятник М.В.Ломоносову в Архангельске. Самая значительная работа Мартоса — памятник земскому старосте из Нижнего Новгорода Кузьме Минину Минину и князю Дмитрию Михашови-чу Пожарскому, возглавившим народное ополчение против нашествия поляков в 1611 — 1612 гг. и изгнавшим захватчиков из Москвы. Установленный на Красной площади памятник представляет собой группу, помещенную на строгом гранитном пьедестале прямоугольной формы с бронзовыми барельефами с двух сторон. Кузьма Минин, указывая рукой на Москву и призывая к спасению Отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Опираясь рукой на щит, Пожарский поднимается со своего ложа, на котором отдыхал после полученных ранений. Мартос сделал главным действующим лицом не князя Пожарского, а Кузьму Минина как представителя русского народа. Скульптор достаточно определенно подчеркнул сильную фигуру Минина, одетого в русскую рубаху и штаны. Тщательно и верно воспроизведены древнерусские доспехи Пожарского: островерхий шлем и щит с изображением Спаса. В своем произведении Мартос гениально решил сложнейшую задачу объединения стоящей и сидящей фигур в монументальной группе, рассчитанной на круговой обзор. Памятник был установлен на открытом месте, против Кремля, ближе к Торговым рядам (в настоящее время он передвинут ближе к храму Василия Блаженного). В композиции нет ничего лишнего. Величаво обобщенные скульптурные формы, дух возвышенной героики — все это направлено на воплощение патриотического содержания, на увековечение подвига и мужества народа. В работе скульптора над данным произведением отразился характерный для русского искусства процесс демократизации и укрепления реалистических начал. По силе дарования, профессиональному мастерству, разносторонности творческого диапазона Мартос является наиболее видным представителем высокого классицизма в скульптуре.
 
« Пред.   След. »