Архитектурный облик Москвы | Печать |
Архитектурный облик Москвы отражал вкусы московской знати, привыкшей жить в городе как в поместье, поэтому здесь было много особняков. Пожаром 1812 г. во время наполеоновского нашествия было уничтожено более половины городской застройки, следствием чего явилось бурное строительство. Так, Москва на исходе классицизма оказалась относительно свободной площадкой для более радикального, чем было возможно прежде, внедрения в структуру исторического города принципов регулярного строительства. Вырабатывается генеральный план реконструкции города. Возникает ряд новых площадей и магистралей, участкам городской застройки придается правильная конфигурация. Ведущая роль в московском градостроительстве принадлежала Осипу Ивановичу Бове (1784—1834). По его проекту в 1814 г. была реконструирована Красная площадь. Старое здание Торговых рядов напротив Кремлевской стены получает новый архитектурный облик — сквозная аркада перетягивается дорическим антаблементом на сдвоенных колоннах, углы и центр композиции оформляются павильонами с портиками. Приземистое, словно распластанное по земле, горизонтально вытянутое здание создавало выразительный контраст высотным акцентам кремлевских башен. Плоский купол центрального павильона перекликался с куполом возвышающегося над Кремлевской стеной казаковского Сената — тем самым зрительно фиксировалась композиционная ось огромного пространства площади. На этой оси перед центральным портиком Торговых рядов был установлен памятник К.Минину и Д.Пожарскому работы И. П. Мартоса. В 1816 г. Бове создает план классицистического ансамбля Театральной площади. Прямоугольная в плане площадь окружалась рядом зданий, объединенных аркадой в цокольном этаже. Типичная черта московской архи тектуры выразилась в том, что одна из парадных площадей центра города обстраивалась частными домами, что было невозможно в Петербурге. Вытянутый прямоугольник Театральной площади был ориентирован перпендикулярно к одной из центральных улиц — Охотному ряду. Здесь не площадь рас-пахнута на городскую магистраль, как в петербургском ансамбле Александрийского театра, а наоборот, улица вливается в площадь. Такая относительная изоляция от центральной улицы придает площади замкнутый характер, что также необходимо отметить как типично московскую особенность. Ансамбль построек на Театральной площади объединял в композиции принципы классицизма с принципами древнерусского зодчества. Строгие формы величественного Большого театра были рассчитаны на главенствующую роль в этом ансамбле. Здание Большого театра долгое время было од-ним из самых высоких в Москве. Большой театр портиком главного фасада, увенчанным колесницей Аполлона, обращен к замыкающей площадь с противоположной стороны Китайгородской стене, за которой возвышались башни Кремля. Рядом с О. И.Бове и зачастую совместно с ним в течение долгих лет работал Доменико Жилярди (1788 — 1845) — крупнейший мастер московского ампира. К числу наиболее значительных работ Жилярди относится восстановление и отчасти новое архитектурное решение пострадавшего после пожара 1812 г. Московского университета (1817-1819), построенного в XVIII в. М. Казаковым. В связи с проводившейся по проекту Бове разбивкой Александровского сада и образованием новой Манежной площади видоизменилась функция старого здания университета: ему предназначалась теперь ведущая роль в архитектурном ансамбле.
 
« Пред.   След. »