Развитие романтических идеалов в русском искусстве | Печать |
Развитие романтических идеалов в русском искусстве можно разделить на два этапа. В первой трети века русский романтизм в изобразительном искусстве свободен от крайностей индивидуализма. Часто в одном произведении романтические черты сочетаются с классицистическими. Во многих про-явлениях русский романтизм этого времени близок сентиментализму, что лучше всего выразилось в жанре портрета. В центре внимания художников находится натура яркая, неповторимая, значительная в силу своих личностных, а не сословных достоинств. Особенно существенна была роль романтизма в формировании эстетических взглядов О. А. Кипренского, менее отчетливо он повлиял на творчество А.Г.Венецианова, В. А.Тропинина и др. Романтизм нашел воплощение и в пейзаже. В первой трети XIX в. в русской живописи возникает жанр пейзажа (творчество С.Ф.Щедрина). Определенные романтические черты можно обнаружить и в архитектуре, и скульптуре начала века. Важно отметить, что весь цикл своего развития, от становления до упадка, романтизм совершает именно в пределах первой половины XIX в., хотя предромантиче-ские веяния появились в конце XVIII в. Во второй трети XIX в. романтизм на русской почве переживает новый этап развития. В это время и черты романтизма в изобразительном искусстве (противопоставление идеала прозе жизни, гиперболизм образов, напряженность колорита, контрасты светотени, динамика пространственных построений и др.) становятся более четкими. Однако отнюдь не всегда романтизм открывал новые, перспективные пути в искусстве. Порой он приобретал мистическую экзальтированность в церковной живописи или снижался до ложного величия в жанровых картинах на итальянские сюжеты. Одним из характерных признаков русского романтизма по-прежнему остается тесная связь с классицизмом. Роль классицистического наследия в романтизме была противоречивой. С одной стороны, романтизм впитал в себя веру в прекрасную и благородную природу человека, которая заключалась в этических и эстетических идеалах высокого классицизма. Многие классические средства художественной выразительности (строгость рисунка, четкость построения формы и др.) были взяты на вооружение художниками-романтиками. Позитивную роль наследия классицизма можно обнаружить в творчестве К.П.Брюллова, Ф.А. Бруни и А.А.Иванова. С другой стороны, классицизм, воспринятый только как сумма художественных канонов, безусловно, тормозил развитие романтизма. Важной особенностью романтизма рассматриваемой эпохи является то, что в его сфере зарождаются историзм и реализм.
 
« Пред.   След. »