Бартоломее Карло Растрелли | Печать |
(1675—1744) — Растрелли-отец, или Растрелли Старший, был основателем в России светской круглой скульптуры (монументальной и монументально-декоративной, конного монумента, скульптурной группы, бюста). Растрелли приехал в Россию вместе с сыном в 1716 г. и обрел здесь вторую родину. Договор с ним включал выполнение самых разнообразных заказов. Он работал и как архитектор, и как скульптор в разных жанрах. Одним из главных дел, для которого Растрелли и был приглашен в Россию, являлось увековечивание образа Петра I на коне и пешего. Про последнюю скульптуру известно только то, что она была готова к отливке. Для конного монумента Растрелли сделал эскизы и модели в стиле барокко с множеством аллегорических фигур. Впоследствии от этого замысла скульптор отказался. В процессе работы над монументом был выполнен бюст Петра. Это типичное произведение барокко: динамичная композиция с винтообразным разворотом торса, со светотеневыми контрастами пластических масс, с точной передачей фактур (мягкость кудрей, кружево жабо, рельеф лат, муар ленты и др.). Обобщенность придает бюсту монументальность, при этом в нем заметно удивительное чувство историзма, присущее Растрелли. В чертах лица Петра, переданных с несомненным сходством, есть нечто вдохновенное и трагическое, угаданное чутьем большого художника. Художественная оценка Петра как исторической личности позволила Растрелли создать подлинно героический образ большой внутренней силы. Последние работы Растрелли связаны уже не с временем Петра I, а с временем Анны Иоанновны. Первое в России решение монумента в виде скульптурной группы также принадлежит Растрелли — это бронзовая статуя Анны Иоанновны с арапчонком, один из ярчайших памятников по цельности и исторической верности художественного образа. Введение в композицию фигуры арапчонка, характер-ного персонажа придворного быта XVIII в., было необходимо скульптору для пластического равновесия масс. Вместе с тем это внесло живость в скульптурную группу и усилило впечатление мощи фигуры императрицы. Растрелли продемонстрировал здесь не только безупречное владение средствами выразительности монументальной скульптуры, мастерство обобщения при сохранении острой индивидуальной характеристики, но и глубокое проникновение в мир русской жизни, что делает эту скульптурную группу символом эпохи. Последние четыре года жизни Растрелли — это «взлет гения», как справедливо писали исследователи его творчества. Он создает конную статую Петра /, в которой воплощает образ полководца-триумфатора. Вместо барочной сложности движения мы видим в памятнике свободную постановку фигуры, четкость и строгость силуэта, законченность и определенность всех форм, органическую слитность монумента с пространством. Мужественный, простой и ясный пластический язык, которым Растрелли прославляет силу и могущество русской государственной власти, несомненно, созвучен антично-ренессансным традициям. Именно этим традициям следовал скульптор, создавая образ героя, совершившего исторический и национальный подвиг — преобразование России. Судьба памятника драматична: о нем надолго забыли и лишь при Павле I растреллневский монумент был установлен у Михайловского (Инженерного) замка, где находится и по сей день, став неотъемлемой частью ансамбля, для которого вовсе и не предназначался. Федот Иванович Шубин (1740 — 1805) получил академическое образование. Уже одно из его ранних произведений — бюст А. М. Голицына — в полной мере показало дарование мастера. Он глубоко проник во внутренний мир модели. Чувство превосходства над окружающими, пресыщенность жизненными благами, нотки скептицизма, светская изысканность манер — эти черты Голицына явно ощутимы в шубинском бюсте. У Шубина человек предстает во всем богатстве своего облика. Таковы бюсты государственных деятелей, военачальников, ученых, знати. Поражает мастерство Шубина в обработке материала. Так, в бюсте П. В.Завадского как бы скользящие по лицу тени — нечто совершенно новое для пластики XVIII в., предвещающее эпоху романтизма. Многогранен и противоречив бюст Павла I, созданный Шубиным (1798). Здесь сентиментальная мечтательность уживается с жестким выражением лица, а уродливые черты не лишают образ величественности. Все построено на тончайшей моделировке формы. Шубин работал в Петергофе над обновлением обветшавших статуй. Ему принадлежит Пандора в ансамбле Большого каскада. В 1780-е годы скульптор много занимайся архитектурно-декоративной пластикой. Одним из последних произведений Шубина является статуя Екатерины II-законодательницы. Мастер прибег к аллегории, как это сделал Левицкий в подобном произведении. Михаил Иванович Козловский (1753 — 1802), скульптор редкого дарования, создал монументы, рельефы, статуи, надгробия и др. Главные темы его станковых произведений взяты из античности («Пастушок с зайцем», «Спящий Амур», «Амур со стрелой» и др.). Козловского-классициста увлекает тема героя. Он обращается к образу Суворова. Сначала мастер создает аллегорический образ Геркулеса на коне, а затем памятник Суворову, не имеющий портретного сходства (1799 — 1801). Главное — обобщенный образ национального героя, полководца, в облике которого объединены черты древнего римлянина и средневекового рыцаря. Легкая фигура прекрасно смотрится на цилиндрическом гранитном постаменте. Энергичным жестом Суворов поднимает меч. Искусствоведы справедливо относят этот памятник к наиболее совершенным творениям русского классицизма. Примерно в те же годы Козловский работает над статуей Самсона — центральной фигурой в Большом каскаде Петергофа (1800— 1802). В нем соединились мощь античного Геракла и экспрессия образов Микеланджело. Исполин, разрывающий пасть льву, олицетворял силу и могущество России. Представляется, что винтообразный разворот фигуры, разнообразие ракурсов преднамеренно должны были напомнить эпоху «петровского барокко». Вместе с отечественными мастерами славе российского ваяния немало способствовал французский скульптор Этьен Морис Фальконе (1716 — 1791), живший в России с 1766 по 1778 г. Он был автором одного из лучших монументов XVIII в. — памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге, прозванного с легкой руки А.С.Пушкина «Медным всадником». Мастер работа] над ним 12 лет. Он создал образ-символ всадника, поднимающего твердой рукой коня на дыбы. Фальконе хотел воплотить в камне образ не полководца и победителя, а созидателя и законодателя. Героизм и патетичность замысла памятника соответствуют идеям классицизма. Удачен постамент монумента — величественный камень, плавно поднимающийся к вершине и резко обрывающийся вниз. Использование естественной скаты отвечаю основополагающему просветительскому принципу XVIII в. — верности природе. Художественный образ «Медного всадника» слагается из совокупности разных ракурсов, аспектов, точек обзора фигуры. Всадник сразу же предстает во всей своей мощи. Лицо Петра — это совершенно новая иконографическая трактовка. В нем, как отмечено исследователями, утверждается торжество ясного разума и действенной воли. Скульптор категорически восставал против аллегорий. Он оставил только змею под копытами коня, имеющую смысловое, композиционное и конструктивное значение.
 
« Пред.   След. »