Владимир Лукич Боровиковский | Печать |
Владимир Лукич Боровиковский (1757— 1825) — выдающийся портретист конца XVIII —начала XIX в. Постепенно он выработал свой композиционный канон женских портретов: поясной (редко поколенный) срез фигуры, опиравшейся на дерево, тумбу и др., в руке портретируемой цветок или плод, она всегда изображалась на фоне природы. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купы деревьев). Иногда не только постановка фигуры, но и даже платье и украшения повторялись из портрета в портрет, как в изображениях Е. Н. Ар-сеньевой и Скобеевой. На обеих белые платья, жемчужные браслеты, яблоко в руке, но образы совершенно различны. Кокетливая, веселая Екатерина Арсеньева в соломенной шляпке и с яблоком в руке — этакая деревенская русская Венера с курносым лицом. Скобеева же (имя ее неизвестно) — совсем иная. На красивом, но несколько грубоватом лице выражены решительность и смелость. Оба портрета отличают высокие живописные качества: ясная пластичность формы, прекрасно разработанная воздушная среда. В 1790-х годах в соответствии с идеями сентиментализма, популярными на рубеже веков, Боровиковского увлекает душевное состояние человека, его тонкие переживания. В ряду «сентиментальных» портретов Боровиковского своим живописным мастерством и чарующим обаянием модели выделяется портрет Марии Ивановны Лопухиной (1797), написанный в холодных светлых голубовато-зеленых тонах. Этот портрет построен на певучем линейном ритме, тончайших светотеневых нюансах, гармоническом соподчинении всех частей. В этом полотне особенно видны характерные черты почерка Боровиковского: краски сплавленные, эмалевые, прозрачные, с множеством лессировок, тона неясные, перламутровые, дымчато-лиловые. Боровиковский в отличие от мастеров первой половины и середины столетия всегда писал на белых грунтах, что позволяло добиваться особой звучности цвета. Сентиментальные настроения проявились и при изображении монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (два варианта: на фоне Чесменской колонны и на фоне Румянцевского обелиска) не был написан по заказу императрицы. Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Художник создал необычный для того времени образ. Екатерина показана в шлафроке (халате) и чепце с любимой левреткой у ног. Она предстает перед зрителем простой казанской помещицей, которой любила казаться в последние годы жизни. Напомним, что именно такой запечатлел ее и Пушкин в «Капитанской дочке». Образ Боровиковского ничем не напоминает Екатерину II-законодательницу. Так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального образа сельской жительницы. Конец 1790 —начало 1800-х годов — время расцвета творчества Боровиковского. Заказы сыплются на него со всех сторон. Он, как и Левицкий, портретирует всю петербургскую знать, даже ца-рей. В портретах политиков, военных, Отцов Церкви Боровиковский умеет сочетать правдивую характеристику модели с условностью композиции. Подобно Левицкому, он становится поистине «историографом эпохи», в большей степени стремится изобразить ее типы, чем яркие индивидуальности. Лучшие из них те. что отражают гражданственный идеал, атмосферу высокого подъ-ема первых двух десятилетий XIX в. В начале нового столетия из-под кисти Боровиковского выходит произведение, которое подводит итог его предыдущему творчеству и открывает новые пути: это двойной портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802), написанный на фоне природы, как портреты сентиментализма, но уже в определенной бытовой ситуации — с нотами и гитарой. Этот прием позднее будет развит В.А.Тропининым. Парный портрет всегда дает большие возможности для изображения действия. Боровиковский использует сложные линейные, пластические и цветовые решения. Силуэты в этом портрете четче, а объемы выпуклее, чем в портретах 1790-х годов. Бело-голубое и серое платья девушек, большое красно-коричневое пятно гитары, лилово-розово-сиреневая шаль, голубое небо и темная зелень — все это большие локальные цветовые пятна. Так начинается период ампирного портрета.
 
« Пред.   След. »