Дмитрий Григорьевич Левицкий | Печать |
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735— 1822) — великий мастер парадного и камерного портрета — был художником, необычайно тонко чувствующим национальные черты своих моделей. На «Портрете П.А.Демидова» изображен богач, ухаживающий за цветами. По композиции — это парадный классический портрет, но Демидов величественным жестом указует на горшок с цветами. Одет он по-домашнему, на голове колпак, опирается на лейку. Весь его облик не соответствует традиции репрезентативного портрета, а главное — ей не соответствует выражение лица: на нем нет ни светской надменности, ни барского самодовольства, ни сословной горделивости. Это умудренное опытом, чуть усталое лицо достойного уважения человека. Левицкий показал Демидова на фоне осно-ванного им Воспитательного дома в Москве. В этом портрете художник проявил поразительное чувство формы, умение строить пространство. Живопись сочная, материальная, плотная, цвет приближен к локальному — это крупные цветовые пятна зеленовато-серого, белого, красно-коричневого тона. В портрете Демидова Левицкий расширил возможности парадного портрета. Между 1772 и 1776 г. Левицкий пишет портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц — смолянок. В институте девочки учились музыке, языкам, танцам, пению, светским манерам. Это были в основном дети среднего и мелкопоместного дворянства. Портреты позднее стали называть серией, хотя нет сведений, что Левицкий задумывал их как нечто цельное, да и работал он над ними несколько лет. Однако общий замысел в них все таки есть, он определен темой торжества юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения. Портреты смолянок написаны Левицким с большой теплотой, редко потом встречающейся в других его произведениях. Живописец старался изобразить свои модели в наиболее характерных для них позах, ролях и образах. Самые маленькие девочки — Н.М.Давыдова и Ф. С. Ржевская — просто позируют ху-дожнику, Е.И.Нелидова, Н.С. Борщо-ва и А. П.Левшина танцуют, Е.Н.Хованская и Е. Н.Хрущева выступают на сцене, Г.И.Алымова музицирует, Е. И. Молчанова читает книгу. В итоге и получился единый художественный ансамбль, объединенный одним светлым чувством радости бытия и общим декоративным строем. Одни модели помещены на нейтральном фоне, другие — на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа, изображающего парковую природу. Портреты смолянок — красочные полотна, декоративность которых слагается из определенного пластического и линейного ритма, композиционного и колористического решения. Цельности колорита в портрете Хованской и Хрущевой и в портрете Нелидовой Левицкий достигает не господством одного доминирующего тона, а изысканной гармонией отдельных цветов, прозрачным наложением их друг на друга. Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, веще-ственность. Основной колористический аккорд — сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым и зеленовато-серым. Смолянки — это парадные портреты, предназначавшиеся для Большого Петергофского дворца. Левицкого интересовал и другой подход к модели: раскрытие внутреннего мира людей высокой духовной культуры («Портрет Дени Дидро», «Портрет М.А.Дьяковой», «Портрет Н.А.Львова» и др.). Наибольшей славы Левицкий достиг в 1780-е годы. Именно за это десятилетие он написал портреты почти всего петербургского высшего общества. В его камерных портретах заметно берет верх объективное отношение к модели. Характеристика индивидуальности становится более обобщенной, в ней подчеркиваются типические черты. Левицкий остается большим психологом и блестящим живописцем, но не показывает своего отношения к модели. Появляется однообразие художественных средств выражения: однотипные улыбки, слишком яркий румянец щек, один прием расположения складок. Поэтому неуловимо похожими между собой становятся жизнерадостная барыня Е.А.Бакунина (1782) и по-немецки чопорная и сухая Доротея Шмидт (начало 1780-х). Интересно сравнить портрет Орловой Рокотова с вольной копией Левицкого (1782— 1783): та же композиция поясного обреза в овале, но у Левицкого все определеннее — пластика, силуэт, линейный ритм, цветовое решение, даже выражение лица лишено хрупкости и поэтичности. Левицкий много работал над портретами императрицы. Наиболее знаменитым по праву считается ее изображение в образе законодательницы: «Екатерина II в храме богини правосудия» (1783). Аллегорический язык портрета — дань классицизму. Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки, символ сна и покоя. Это означает, что она, жертвуя собственным покоем, отдает себя на алтарь служения отечеству во имя благоденствия своих подданных. Над императрицей — статуя правосудия, у ее ног — орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн — корабль как символ морской державы. Интенсивность цвета с преобладанием локальных тонов, скульптурность форм, подчеркнутая пластичность, четкое деление на планы — все это черты уже зрелого классицизма. Вместе с тем Левицкий как художник очень чуткий к запросам своей эпохи в последних работах отразил тенденции зарождающегося ампирного портрета и предромантические веяния.
 
« Пред.   След. »