Федор Степанович Рокотов | Печать |
Федор Степанович Рокотов (1735/ 36—1808) был прославленным мастером портрета. Единственная непортретная работа художника «Кабинет И.И.Шувалова» (ок. 1757) — первое изображение русского интерьера. Рокотов вошел в русскую живопись в 1760-е годы, когда творчество Антропова было в расцвете. Но даже самые ранние работы Рокотова показывают, что благодаря ему русское искусство портрета вступило в совсем иную, новую фазу развития: характеристики моделей, полные лиризма и глубокой человечности, становятся многогранными и естественными, выразительный язык усложняется. Портрет Ивана Орлова — первая попытка Рокотова дать тонкое описание «движения души» — закономерное развитие интереса русских художников к психологизации образа, начиная с никитинского «Напольного гетмана». Постановка фигуры, занявшей почти все пространство картины, отсутствие воздушности, нейтральный фон свидетельствуют о связи с искусством середины столетия. Для Рокотова конца 1760-х и особенно 1770-х годов свойственно обычно погрудное изображение. У него складываются определенный тип камерного (и его разновидности — интимного) портрета и своеобразная манера письма, индивидуальный выбор художественных средств. Фигура повернута по отношению к зрителю в 3/4, объемы создаются сложнейшей светотеневой лепкой, тонко гармонизированными тонами. Аксессуары не играют значительной роли, иногда вовсе отсутствуют. Живописными средствами Рокотов передает разные черты характера и душевные состояния: насмешливость скептика В. И. Майкова, ленивую улыбку и задумчивость «Неизвестного в треуголке», грусть, незащищенность внутреннего мира на прекрасном лице А. П.Струйской, некоторую неуверен-ность улыбки «Неизвестной в розовом платье». Одухотворенность и хрупкость образов, недосказанность чувств, переменчивость настроений — все это черты камерного портрета. Колорит — одно из важнейших средств Рокотова в характеристике модели. Чтобы добиться цветового единства, художник применяет грунт теплого тона. Образ строится в определенном тональном ключе на гармоническом слиянии близких цветовых оттенков, легких, прозрачных мазков, тончайших лессировок. Динамичность движения кисти вызывает впечатление мерцающего красочного слоя, усиливающееся прозрачной дымкой, неким рокотовским «сфумато», создающим воздушную среду вокруг головы модели. Рокотов как бы выхватывает лицо из тьмы, оставляя все остальное в тени или полутени. В итоге возникает представление о человеке, соответствующее нравственным идеалам и самого мастера, и его эпохи в целом. В портрете Александры Петровны Струйской сложность душевной жизни, женственность и грация модели переданы тонкими сочетаниями пепельно-розовых, жемчужных и лимон-но-желтых тонов (см. цв. вкл.). Овалу лица вторят овал декольте и линии складок одежды (совсем как у Энгра в портрете мадемуазель Ривьер, только на 30 с лишним лет раньше). Исходящее от портрета ощущение не-досказанности, очарования, тайны, спустя почти два века прекрасно уловил поэт: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. (Н. Заболоцкий. «Портрет») На рубеже 1770— 1780-х годов происходят изменения в рокотовской манере. Открытость и прямота лиц портретируемых сменяется выражением непроницаемости и сдержанности, сознанием собственной духовной исключительности. Модели отличают горделивая осанка и статичность позы. На смену Струйской и «Неизвестной в розовом платье» с трепетным и зыбким душевным миром приходит образ более решительной женщины. С 1780-х годов можно говорить о «рокотовском женском типе»: гордо посаженная голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка. Фигуры по большей части вписаны в овал. Эти черты наблюдаются уже в портретах Е.Н.Орловой и графини Е. В. Санти. Лицо по-прежнему светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Особое значение приобретает декоративная сторона живописи, при этом художник использует в основном локальные цвета, сглаживает фактуру, доведя до совершенства мастерство. Огромная заслуга Рокотова перед отечественным искусством состоит в том, что он создал портрет, построенный на игре чувств и мгновенных настроений, особой одухотворенности образов, изысканной по цвету живописи.
 
« Пред.   След. »