Иван Петрович Аргунов (1729 — 1802) был наиболее близок Антропову и по времени, и по творческим взглядам. Крепостной живописец графа П. Б. Шереметева, он много раз писал своих хозяев: Петра Борисовича, Варвару Алексеевну и их детей.
В портретах мужа и жены К.А. и X. М. Хрипуновых Аргунов показал людей не очень знатных, но несомненно достойных. X. М.Хрипунова изображена за чтением книги. Лицо ее немолодо и даже некрасиво, но полно высокой духовности. Подчеркивание в женском портрете интеллектуального начала совсем необычно для этого жанра в XVIII в. Картина написана в изысканной голубовато-серой гамме тонов.
Непосредственностью, совершенством живописного исполнения отличается автопортрет Аргунова, относящийся к концу 1750-х годов.
У Аргунова не было беспощадной объективности, которая свойственна Антропову, но портрет В.А.Шереметевой (1760-е) по образу очень близок антроповскому. Ее роскошный наряд не скрывает своенравия и чванливости этой гордо сидящей дамы.
Вслед за Вишняковым Аргунов с теплотой писал детские и юношеские модели. Очаровательна калмычка Аннушка, держащая в руках гравюру с изображением своей только что умершей хозяйки Варвары Алексеевны.
Портреты Аргунова, особенно парадные, всегда декоративны, как и у Антропова. Однако Антропов писал в стиле барокко, а Аргунов тяготел к легкости и изяществу рококо, обогащая его национальными чертами и развивая чисто национальную концепцию портрета.
Одна из лучших и самых поэтических работ Аргунова — портрет «Неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784). Художник передал не только внешнюю, но и внутреннюю красоту простой русской женщины. Она выглядит величаво, смотрит с большим достоинством. Мастерски написан и ее праздничный наряд.
Аргунов много быстрее Антропова преодолел «архаизмы» старой русской живописи и усвоил язык европейского искусства. Творчество Аргунова и его учеников проложило прямой путь к искусству следующего столетия.
|