живопись Вишнякова | Печать |
Обращение к частным лицам — одна из особенностей портретной живописи Вишнякова и вообще художников середины столетия. Портрет бурно развивался именно в те периоды, когда повышалось значение личности, росла вера в человеческие возможности, силы и разум. Петровская эпоха предоставляла для этого благодатную почву. Портрет в русском искусстве всегда был проверкой мастерства. Вишняков первым чутко уловил черты зарождающегося в России рококо и придал ему национальное своеобразие. В его портретах нет эротики и фривольности Буше, но есть поэтичность и лиризм, тонкая нюансировка чувств, едва уловимая грусть. Творчество Вишнякова больше всего напо-минает Ватто, так как им обоим свойственна легкая ирония. Вишняков блестяще передает декоративную роскошь парадных костюмов его эпохи, но он несколько иронично подчеркивает их громоздкость, сковывающую движения. Вместо светлой гаммы, присущей произведениям рококо, художник использует цвета яркие и звучные, более близкие древнерусскому искусству. Отсутствуют у него дробность форм, резкие ракурсы, асимметрия, подвижность, иллюзия пространства. Как и старые русские мастера, Вишняков главное внимание уделял лицу, в котором выражается духовный мир человека, а тело писал плоско-стно и схематично. Портреты Вишнякова пронизаны высокой духовностью, теплотой, душевностью. Лучшие произведения Вишнякова — парадные портреты детей Фермор, из которых особенно значителен «Портрет С. Э. Фермор». Сарра Элеонора Фермор представлена в рост на фоне пейзажа и обязательных атрибутов парадного портрета — колонны и занавеса. Она облачена в нарядное платье и держит в руке веер. Ее поза скована, но в этой застылой торжественности много поэзии. Образ полон тонкой эмоциональной жизни и внутреннего напряжения. Задумчивый взгляд озаряет грустное лицо девочки. Колорит картины составляют серебристые оттенки, нежная цветовая гамма, что соответствует характеру модели. Если рассматривать портрет с позиций академической школы, то можно отметить, что руки излишне длинны и плохо нарисованы. Однако их удлиненность и изящество гармонически подчеркивают хрупкость девочки, так же как и тоненькие деревца на заднем плане. Сарра Фермор как будто воплощает эфемерный XVIII в., лучше всего выраженный в звуках менуэта. Она под кистью Вишнякова становится воплощением мечты. Одно из последних произведений Вишнякова — портрет князя Федора Николаевича Голицына «на девятом году своего возраста», как гласит надпись на подрамнике. Мальчик изображен в костюме конногвардейца времени Елизаветы Петровны. Фигура как бы распластана в пространстве. Ноги широ-ко расставлены, правая рука засунута за борт камзола, левая уперлась в бок. В этом портрете живет одно лицо, написанное любовно, с глубоким проникновением в детскую психологию. Вишняков более, чем когда-либо, демонстрирует свое тяготение к традициям русской живописи.
 
« Пред.   След. »