Портрет напольного гетмана | Печать |
«Портрет напольного гетмана» изображает человека, находящегося как бы наедине с собой в глубоком раздумье. Запавшие глаза с покрасневшими веками под седыми нависшими бровями напряженно вглядываются не вдаль, а в глубь себя, красноречиво характеризуя мучительное состояние души. Так тонко передавать сложное психологическое состояние мог только очень большой мастер. На «Портрете С.Г.Строганова» изображен младший сын знаменитого Григория Строганова — Сергей — изящный, немного жеманный кавалер, желанный посетитель ассамблей и прочих увеселений, юноша с блестящим будущим. Источник света расположен вне плоскости холста, наверху слева. Он дает мягкую светотеневую моделировку формы. Взор Строганова томный и рассеянный, легкая улыбка трогает губы. В наклоне головы, в развороте туловища господствует барочно-ро-кайльный ритм. Фигура удачно вписывается в овал, размещенный в прямоугольной раме. Изыскан колористиче-ский строй картины: золотистые пряди волос оттеняют бледное лицо, коричнево-розовые тона плаща выделяются на фоне черных лат, придающих нечто романтически-рыцарское облику модели. Вместе с тем в этом образе элегантного придворного видны скрытая энергия и заинтересованность жизнью. Картина «Петр I на смертном ложе» пронизана глубокой, личной скорбью художника и величаво торжественна. Она написана виртуозными легкими мазками, сквозь которые просвечивает красно-коричневый грунт. Под кистью мастера живописное произведение звучит как реквием. Никитин в портретах современников показал представителей разных сословий петровской поры, точно передал их характеры, тем самым создав образ этой бурной эпохи. Художник Андрей Матвеевич {или Меркурьевич) Матвеев (1701/1702 — 1739) обогатил отечественное искусство достижениями европейской живописной школы. До нас дошли несколько его картин: «Аллегория живописи» — первое русское произведение станкового характера на аллегориче-ский сюжет, портреты Петра I, княгини А. П. Голицыной, «Автопортрет с женой» и др. Самая известная картина Матвеева «Автопортрет с женой» — первый поэтический образ супружеского союза в русской станковой живописи. Задушевность и простота, доверчивость и открытость, необыкновенное целомудрие — главные его черты. Композиция портрета весьма продумана. Фигуры размещены в центре холста. Муж словно выводит свою жену вперед и пово-рачивает к зрителю. Женщина подняла правую руку к груди. Этот жест привлекает внимание к ее лицу. Портретируемые смотрят спокойно и благожелательно. Картина выдержана в красновато-коричневой и серо-зеленой благородной гамме. Живопись Матвеева, прозрачная, богатая лессировками, с тончайшими переходами от изображения к фону, нечеткими светотеневыми градациями и как бы ра-створяющимися контурами в этом произведении достигает совершенства и свидетельствует о расцвете творческих сил художника. Никитин и Матвеев сумели раскрыть в своих портретах неповторимость человеческой индивидуальности и сделали это каждый по-своему: Никитин — более мужественно и резко, Матвеев — мягче и поэтичнее. Матвеев создал художественную школу, имевшую влияние на все национальное искусство того времени и подготовившую появление таких живописцев, как И.Я.Вишняков и А.П.Антропов, творчество которых приходится в основном на середину XVHI в. Иван Яковлевич Вишняков (1699 — 1761) обладал не только живописным, но и организаторским талантом. Он фактически руководил всеми живописными работами, связанными со строительством в Петербурге и в загородных резиденциях вельмож. Он писал огромные плафоны, настенные панно, портреты, расписывал знамена и декорации.
 
« Пред.   След. »