Отечественный городской и парковый пейзаж | Печать |
Отечественный городской и парковый пейзаж зарождается в работах Ф.Я.Алексеева и С.Ф.Щедрина, пейзаж «дикой» природы и «батальный» пейзаж — в творчестве М.М.Иванова. Пейзажное творчество также развивается под воздействием классицизма: композиция строится из трех планов и каждый план имеет свой цвет. Первый план коричневатый, второй — зеленый, третий — голубой. Образцом, на который равняются художники, чаще всего выступает природа Италии. Мастера бытового жанра (особенно крестьянского) обращаются к современному сюжету и типажу, передают привлекательные стороны жизни. В работах М.Шибанова ощущается доброжелательное, уважительное и сочувственное отношение к персонажам из народа. Художественные средства клас-сицизма используются в бытовом жанре для утверждения важности и значительности народной темы. В последние годы XVI11 в. впервые в портрете и пейзаже появляются черты романтизма. Одним из первых русских художников Нового времени был «персонных дел мастер» (т.е. портретист) Иван Никитич Никитин (ок. 1680— не ранее 1742). Нам известны четыре подписанных им портрета: племянницы Петра Прасковьи Иоанновны (1714), графа Сергея Строганова (1726) и недавно найденные в Италии два парадных парных портрета Петра I и Екатерины (1717). На портрете Прасковье Иоанновне 19 лет. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны еще по принципу XVII в. — как художник «знает», а не как «видит». В этом портрете уже можно говорить об индивидуальности. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Про такие глаза говорят, что они — зеркало души. По выражению лица Прасковьи Иоанновны можно понять ее внутренний мир, ее характер, чувство собственного достоинства. Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом прекрасном и величавом облике. Прасковья Иоаннов-на облачена в синее с золотом парчовое платье, на плечах красная с горностаем мантия. Хорошо передана фактура ткани и меха — мягкость бархата, тяжесть парчи, изысканность горностая. Поза статична, объем не имеет энергичной живописной лепки, насыщенный колорит построен на сочетании локальных пятен: красного, черного, белого, коричневого. Цветные рефлексы отсутствуют, свет ровный, рассеянный, и в нем изысканно мерцает золото парчи. Фон портрета нейтральный, темный, почти всюду плоский, лишь вокруг головы он несколько углублен. В 20-е годы XVIII в. после возвращения из Италии Никитин пишет «Портрет напольного гетмана» и «Портрет С.Г.Строганова». Предполагают, что манера художника могла быть очень разной. Легко и естественно он лепит форму, свободно и уверенно создает иллюзию пространства.
 
« Пред.   След. »