Русские живописцы XVIII в | Печать |
Русские живописцы XVIII в. постепенно осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства на плоскости, и светотень, помогающую создать объемное изображение. Художники изучали анатомию, чтобы точнее воспроизводить человеческое тело, и технику масляной живописи. С начала XVIII в. главное место в станковой живописи маслом на холсте начинает занимать портрет: камерный, парадный, погрудный, вроет, парный. Ему предшествовали парсуны XVII в. Интерес к человеку очень характерен для русского искусства. В первой половине и середине XVIII в. работали такие известные портретисты, как И. Никитин, А.Матвеев, И.Я.Вишняков, А.П.Антропов и И.П.Аргунов. Исключительный вклад внес в русскую культуру середины XVIII в. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765). Он способствовал развитию изобразительного искусства, обратившись к забытой в то время области — мозаике. Ломоносов сам разработал технику изготовления смальт — цветных стекловидных масс ярких оттенков, так как она хранилась западноевропейскими мастерами в строгой тайне. Им было создано свыше 40 мозаик, в их числе портреты Петра I, Елизаветы Петровны и грандиозная мозаичная картина «Полтавская баталия». Во второй половине XVIII в. определяющей для развития русского искусства стала деятельность Академии художеств, открывшейся в 1757 г. в Петербурге. Здесь занимались систематической подготовкой профессиональных художников прежде всего на основе римской и греческой классики. Копировали художественные образы, сюжеты, законы построения мизансцен, позы, типы лиц, перенимали идеи, трактовку обнаженной натуры, аксессуары и символы. Выше всего в Академии художеств, что было естественно для эпохи классицизма, ставился исторический жанр. Основоположником исторической живописи был А. П.Лосенко. Вторая половина XVIII в. по праву считается одной из существенных вех в истории русского искусства. В эту эпоху осваиваются такие жанры живописи, как портрет, пейзаж, бытовой жанр. В 1760—1770-х годах решительно утверждает свое понимание образа человека новое поколение мастеров: Ф.С. Рокотов, Д. Г.Левицкий и В.Л. Боровиковский.
 
« Пред.   След. »