Василий Иванович Баженов | Печать |
Основоположником русского классицизма являлся архитектор Василий Иванович Баженов (1737/38—1799). Однако его исключительное дарование как зодчего не было востребовано в полной мере: большинство проектов мастера остались нереализованными. В 1767 г. Баженов начал работать над проектом Кремлевского дворца в Москве, фактически задумав создание нового кремлевского ансамбля. По замыслу Баженова Кремль должен был стать в полном смысле слова центром древней русской столицы. Фасад Кремлевского дворца должен был быть обращен к Москве-реке. Здание проектировалось четырехэтажным, причем два первых этажа имели служебное назначение, а в третьем и четвертом располагались собственно дворцовые апартаменты. В архитектурном решении новых площадей Кремлевского дворца, а также наиболее значительных внутренних помещений исключительно большая роль отводилась колоннадам (по преимуществу ионического и коринфского ордеров). Были проведены широкие подготовительные работы, но уже в 1775 г. строительство полностью прекратилось. Аналогична и судьба Царицына. По замыслу Баженова дворец должен был составлять единое целое с окружающей природой, поэтому архитектор построил его в своеобразном «готическом» стиле — устремленным вверх, что напоминало о древнерусских храмовых постройках. Здания были возведены из красного кирпича и украшены белокаменными деталями. Дворцово-парковый ансамбль был несомненной творческой удачей Баженова, однако императрице Царицыно не понравилось. Она велела разрушить ряд корпусов баженовского ансамбля, потому что они показались ей маленькими и темными. Возведение нового дворца было поручено М.Ф.Казакову, но и его замысел не был завершен. Замечательным творением Баженова является дом П. Е. Пашкова в Москве (1784—1787) — сооружение двор-цово-усадебного типа с трехчастной композицией. Центральный вход и парадный двор были устроены с обратной стороны здания. Стоящий на холме дом Пашкова был обращен своим главным фасадом в сторону Кремля. Основной архитектурный массив дворца составлял его центральный трехэтажный корпус, увенчанный легким бельведером. По обеим сторонам здания были расположены два боковых двухэтажных корпуса. Центральный корпус украшала колоннада коринфского ордера, объединяющая второй и третий этажи. Примечательно, что боковые колонны были заменены статуями, это придавало дополнительную выразительность и легкость зданию. Боковые павильоны имели гладкие колонны ионического ордера. Тонкая продуманность общей композиции и всех деталей этого сооружения создавала изящество и вместе с тем монументальность в духе античной классики.
 
« Пред.   След. »