связь русского барокко с национальной традицией | Печать |
В конце XVII —XVIII в. активное строительство велось и в Москве. Здесь особенно ярко просматривалась связь русского барокко с национальной традицией. В 1728 г. был отменен указ Петра I, запрещающий возводить во всех городах России, кроме Петербурга, каменные здания. Приехавшим из Северной столицы архитекторам И.Ф.Мичурину и И.А.Мордвинову было поручено составление плана дальнейшей застройки Москвы. В своих проектах они стремились максимально сохранить древние памятники города. Церковь Архангела Гавриила (Мен-шикова башня, 1701 — 1707) представляет собой характерную для русского церковного зодчества композицию из нескольких ярусов. В то же время по сравнению с XVII в. здесь использовались новые архитектурные приемы. Особенно смелым и новаторским было возведение в церковном сооружении высокого шпиля, столь успешно применявшееся затем русскими архитекторами. Одним из виднейших мастеров московской градостроительной школы середины XVIII в. был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719— 1774). С его именем связаны два замечательных памятника русской архитектуры: колокольня Троице-Сергиевой лавры (1740— 1770) и каменные Красные ворота в Москве (1753— 1757), которые, к сожалению, не сохранились. В колокольне Троице-Сергиева монастыря наиболее очевидно слияние русского барокко и древнерусской традиции. Колокольня состоит из пяти облегчающихся кверху ярусов. Венчается сооружение короной с крестом. По характеру своего творчества Ухтомский довольно близок Растрелли. Его творения монументальны и праздничны. Он стремился к разработке ансамблевых решений, хотя наиболее значительные его проекты — Инвалидного и Госпитального домов — в Москве осуществлены не были.
 
« Пред.   След. »