Дворцово-парковые ансамбли в окрестностях Санкт-Петербурга | Печать |
Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль Петергофа был задуман как своеобразный памятник в честь победы России над Швецией. Эта идея определила его композицию, внешний облик и место расположения — на самом берегу только что отвоеванного у Швеции Финского залива. По указу Петра I в 1714 г. были заложены Большой дворец и дворец Монплезир, организованы работы по созданию Верхнего и Нижнего садов с прудами и фонтанами На склоне уступа в Нижнем саду соорудили три каскада с фонтанами и лестницами. В центре Большого каскада находился фонтан «Самсон» скульптора М.И.Козловского, изображающий героя, разрывающего пасть льву, что символизировало победу над Швецией. Многие петергофские фонтаны имели образные названия («Колокол», «Солнце», «Пирамида»). Художественным центром архитектурного ансамбля Петергофа является Большой дворец, составляющий архитектурное целое с Большим каскадом. В петровское время это было небольшое двухэтажное здание, объединившее Верхний и Нижний сады в единый ансамбль. В 1746— 1754 гг. Б.Ф. Растрелли над петровскими Верхними палатами надстроил третий этаж и удлинил здание двумя флигелями с позолоченными куполами и открытыми галереями. Через эти галереи и центральный вестибюль был проход из Верхнего сада в Нижний. Подвергшийся реконструкции дворец со стороны моря, куда он обращен главным фасадом, казался грандиозным сооружением благодаря расположению его на холме. В 1714—1725 гг. были построены дворцы Монплезир и Марли, павильон Эрмитаж. Монплезир («Мое удовольствие», «Моя услада»), находящийся на самом берегу залива, на искусственной насыпи, с садиком, фонтанами, боковыми корпусами, Ассамблейным залом и морской террасой представлял собой отдельный законченный ансамбль. В своем внешнем облике и внутреннем убранстве он ярко отражал особенности архитектуры первой четверти XVIII в., быт и вкусы Петра I. Планировка Монплезира имела сходство с планировкой Большого дворца. Центральную часть здания занимал Парадный зал со сквозным проходом на север и юг. С каждой стороны этого зала было размещено по три маленькие комнаты. Двери галерей и комнат находились на одной оси и про-сматривались во всю длину. Во внутренней отделке дворца широко применяли облицовку стен темным дубом, живописные изразцы, роспись потолков. В галереях, в Центральном зале, кабинетах и павильонах висели картины голландских и фламандских художников XVII и XVIII вв. Эта собранная Петром I картинная галерея была первой в России. Одна из комнат Монплезира была отделана в китайском стиле живописными лаковыми панно и украшена китайским и японским фарфором.
 
« Пред.   След. »