Кунсткамера | Печать |
В одном ряду с Меншиковским дворцом на берегу Невы находится Кунсткамера — первый русский естественно-научный музей. Его строительство было начато при Петре. Здание Кунсткамеры — интересный образец раннего русского барокко. Два трехэтажных корпуса соединены ступенчатой башней. Над балюстрадой ее третьего уступа поднимается изящная восьмигранная башня, которая увенчана высоким куполом, заканчивающимся сферой, символизирующей древний астрономический инструмент. Расцвет архитектуры середины XVIII столетия связан со стилем барокко, и в частности с именем Бартоломее Франческо Растрелли, или Растрелли-сына, прозванного в России Варфоломеем Варфоломеевичем (1700— 1771). Он построил много дворцов, в том числе Большой в Петергофе и Зимний дворец в центре Петербурга, Большой, или Екатерининский, в Царском Селе. Несомненной удачей Растрелли стал комплекс Воскресенского (Смольного) монастыря. Главный въезд был задуман им в виде огромной башни-колокольни, строительство которой, к сожалению, не было осуществлено. Растрелли проникся традициями русского церковного зодчества, его духовностью и богатством форм, поэтому собор монастыря, задуманный первоначально одноглавым, впоследствии стал пятиглавым. Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754—1762) — образец стиля русского барокко. Это последнее и наиболее совершенное произведение Растрелли. Трехэтажное каменное здание, почти квадратное в плане с внутренним замкнутым парадным двором, выделялось своими размерами, пыш-ным наружным убранством и роскошной отделкой внутренних помещений, особенно парадных залов второго этажа. Во внешнем облике Зимнего дворца на фоне светло-зеленой окраски стен особенно были заметны стройные белые колонны: одинарные, парные и даже собранные в пучки. Они располагались в два яруса (первый ярус — дорические колонны, второй — композитные), причем верхние колонны охватывали второй и третий этажи. Стены были прорезаны длинными рядами окон, очень больших и широких во втором этаже, меньших в третьем и нижнем, цокольном. Привлекала внимание пышная декоративная лепнина: головки амуров, маскароны'. Вдоль крыши, на каменном парапете, размещались аллегорические фигуры нимф, морских божеств, статуи рыцарей и красивые вазы. Середина фасада была отмечена наверху треугольным фронтоном с часами и скульптурами бога морей Нептуна и его жены Амфитриты на крыше. Со стороны Невы, на северном фасаде дворца главный вход с колоннами немного выступал из общей линии. Здесь основным украшением стен служили ряды белых колонн, установленные в два яруса. Дополняли декор статуи и вазы.
 
« Пред.   След. »