застройка на Васильевском острове | Печать |
Активно велась застройка на Васильевском острове, особенно на его Стрелке (месте слияния Большой и Малой Невы), задуманной как административно-торговый и научный центр города. Большой вклад в формирование ее архитектурного ансамбля внес Д. Трезини. Он создал здесь несохра-нившийся Мытный (позже Гостиный) двор и существующее ныне здание Двенадцати коллегий. Оно обращено боковым фасадом к Неве, а главным — к Петропавловской крепости. Пилястры композитного ордера, объединяющие два первых этажа, придают целостность весьма протяженному строению. Организующим центром Васильевского острова стало здание Фондовой биржи (архитектор Ж. Тома де Томон). Оно построено по типу древнегреческого храма: широкая парадная лестница ведет к главному входу, а выше, на уровне второго этажа, фасад украшен скульптурной группой. Другие по-стройки расположены симметрично по отношению к зданию Биржи. Академия художеств (архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот) занимает целый квартал Васильевского острова и представляет собой в плане четырехугольник с круглым внутренним двором. Это один из ярких образцов стиля раннего классицизма в русском зодчестве. Особенно впе-чатляет пропорциональность частей главного фасада. Вдоль реки на стороне Адмиралтейства, выше верфи, располагались царские дворцы и резиденции сановников. Одно из значительных каменных сооружений петровского Петербурга — трехэтажный Меншиковский дворец (архитекторы Д. М. Фонтана и И. Г. Ше-дель) на высоком цоколе. Он украшен пилястрами, балконами, скульптурой на парапете и относится к новому типу усадебной архитектуры. В интерьере дворца были использованы лучшие достижения итальянской и французской архитектуры: одиннадцать типов сводов, сквозной парадный зал второго этажа, анфиладное расположение комнат. Некоторые комнаты были целиком облицованы изразцами. Ореховый кабинет Меншикова украшали резные деревянные панно с золоченым орнаментом и живописный плафон на потолке.
 
« Пред.   След. »