Архитектура Санкт-Петербурга XVIII в. | Печать |
Новой столицей Российского государства стал Санкт-Петербург. Днем рождения города считается 16 (27) мая 1703 г. — дата закладки первого камня в основание крепости на маленьком острове в дельте Невы. Петербург расположен на островах, прорезанных многочисленными реками и каналами. Над возведением и украшением его архитектурных ансамблей и памятников трудились лучшие зодчие и живописцы России и Европы. Художественный облик петровского Петербурга связан с именами иностранных архитекторов: итальянца Б.Ф.Растрелли, француза Ж.Б.А.Ле-блона и др. Автором одного из генеральных планов Петербурга, согласно которому стали заселяться различные районы города по принципу «сетки», восходящему еще к московской Немецкой слободе, являлся итальянец из Швейцарии Доменико Трезини (ок. 1670— 1734; в Петербурге с 1703). Он был главным архитектором почти всех построек петровской поры самого различного назначения (крепости, дворцы, типовые жилища, фортификационные сооружения и др.). Лучшие работы Трезини — Петропавловский собор, Петровские ворота Петропавловской крепости, Стрелка Васильевского острова, Летний дворец Петра в Летнем саду. Надо сказать, что Летний сад (Летний огород), занимавший территорию нынешнего Летнего и Михайловского садов, со скульптурами, фонтанами и гротами — один из первых регулярных парков России (заложен в 1704 г.). Над его созданием много потрудился лично Петр I. В облике Петербурга нашли яркое отражение прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени. Блестяще была решена трехлучевая планировка центра города (Невский и Вознесенский проспекты и возникшая несколько позже Гороховая улица). Главным был Невский про-спект, начинающийся от Адмиралтейства. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство каменных ансамблей и водных поверхностей представляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразную красоту Петербурга. К числу самых знаменитых сооружений Петербурга относится Петропавловский собор (1712— 1733). Это ба-зиликальная трехнефная церковь с внутренним пространством зального характера. Апсида с восточной стороны храма отсутствует. Интерьер украшен живописными панно и золоченой резьбой. Резной иконостас, исполненный архитектором и скульптором Иваном Зарудным в Москве (1722— 1726), похож на торжественную триумфальную арку. По плану Трезини собор был завершен в западной части колокольней с 34-метровым шпилем. Она является одной из главных архитектурных доминант города и представляет собой не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив в несколько ярусов-этажей, напоминающий европейские колокольни. Взлет шпиля подготовлен пропорциями и архитектурными формами колокольни. Игла собора имеет конструкцию восьмигранной усеченной пирамиды, увенчанной «яблоком» и фигурой ангела. Высокая колокольня Петропавловского собора была задумана как символ величия русского государства. Задачей шпилей было не только украшать архитектурные ансамбли, но и связывать здания с окружающим ландшафтом. Шпилю Петропавловской крепости вторила игла Адмиралтейства (1727-1738). С начала XVIII в. стало модным возведение шпилей в городах России.
 
« Пред.   След. »