архитектура классицизма в России | Печать |
Как и в случае с барокко, можно сказать, что архитектура классицизма в России не слепо копировала общеевропейские стилевые принципы, а вносила свои черты. Использование художественных приемов западноевропейского искусства не означало решительного разрыва с древнерусской традицией. Для зданий русского классицизма типичны строгий композиционный строй и ясная тектоника. Основу фасадов и интерьеров образовывала ордерная композиция. По высоте дома делились на рустованную цокольную часть и основную верхнюю. Фасады домов освобождались от сложной пла-стики и живописного декора, свойственного барокко. Прямоугольные наличники чаще всего имели строгий рисунок, они как бы создавали жест кую оправу проемов. Стены классических зданий оштукатуривали. Архитектура второй половины XVIII в. прошла в своем развитии два этапа: ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х гг.) и строгий классицизм (середина 1780-х— 1790-е гг.): На первом этапе тон задают общественные здания, на втором — городские частные дворцы и усадьбы. В раннем классициз-ме основой планировочных схем чаще всего служат одна-две правильные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). В строгом классицизме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами). В связи со строительством Петербурга и загородных резиденций царской семьи получает естественное развитие монументальная живопись плафонов и настенных панно. В архитектуре дворцов появляются новые по назначению помещения: танцевальные залы, кабинеты, специальные парадные комнаты. Каждое из них требовало своего убранства. В конце XVIII в. были широко распространены центрические композиции сооружений, которые обычно завершались куполом или бельведером1. Этими строениями русские зодчие классицизма стремились воскресить дух античности в дворцовых зданиях, культовых и парковых постройках. Российская архитектура XVIII в. вышла на передовые рубежи мирового зодчества.
 
« Пред.   След. »