Архитектура России | Печать |
Вторая половина XVII в. —середина XVIII в. — это время возникновения и расцвета архитектуры русского барокко. В последней трети XVIII —первой трети XIX в. становятся популярными классицистические традиции. Барочные элементы появились в декоративных формах русской архитектуры второй половины XVII в. Новый богато декорированный стиль получил название московское, или нарышкинское, барокко, так как русская архитектура XVII в. существенно отличается от итальянской и австро-немецкой. Если для западноевропейского барокко характерны напряженность, скованная энергия, то для русского — оптимистичная приподнятость и праздничность. В первой половине XVIII столетия сложился стиль русское барокко, характерными чертами которого были: ясность композиции при декоративной пышности отделки, игра света и тени на фасадах, широкие и высокие, начинающиеся прямо от пола окна, обрамленные сложными наличниками; анфилады комнат, украшенных золоченой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафонами с иллюзорным прорывом пространства в глубину; позолота и скульптура во внешнем убранстве здания, красочность цветовых сочетаний (интенсивно-голубого или бирюзового и белого, иногда оранжевого и белого). В барочной архитектуре для создания величественности и роскоши по-разному группировались пилястры, колонны, вазы, картуши, скульптуры. Предусматривался богатый декор интерьера, сочетающийся на стенах и потолке с красочными панно, фигурными зеркалами, светильниками. Мебель подбиралась также в стиле барокко: сложная и затейливая по формам и декору. Одним из великолепных образцов архитектуры XVII в. является Церковь Покрова в Филях. Она представляет собой башенно-ярусную композицию. В ее основании находится куб (четверик), к которому со всех сторон примыкают полукруглые выступы, поэтому в плане церковь выглядит как цветок с четырьмя лепестками. Сверху на четверик поставлен восьмерик, на него еще один поменьше с проемами для колоколов, а сверху — восьмигранное основание главы. Здание построили из красного кирпича и богато декорировали резным белокаменным убором (наличниками окон, пристенными колонками, живописным кружевом парапетов). В целом церковь торжественно устремляется ввысь. В конце XVII — начале XVIII в. в русской культуре активно проявлялись тенденции европеизации, которые, однако, подвергались переработке. Многие архитектурные формы утратили практическое значение и стали в основном использоваться в качестве накладного декора для обогащения фасадов зданий. Эти черты свидетельствовали о завершении эволюции стиля барокко. В XVIII в. роль церкви в жизни общества заметно снизилась, поэтому относительно уменьшилось возведение культовых зданий (церквей, монастырей). С усилением роли государства резко увеличился объем гражданского строительства. Реформы Петра I упрочили крепостное право, господство дворянства и подняли значение купечества. По мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. В начале XVIII в. центр градостроительной деятельности переместился в Петербург. В это время появились знаменитые городские ансамбли Москвы и Петербурга. Характерным стал комплексный подход к застройке новой столицы и других городов России. Указы Петра I содержали конкретные распо-ряжения, касавшиеся архитектуры и строительного дела. Например, специальным его указом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на линию улиц. Гражданственность и рационализм были свойственны так называемому «петровскому барокко». По сравнению с предыдущим столетием в XVIII в. повысилось значение архитектора и существенно изменились методы его работы. Необходимой стадией, предшествующей строительству, стал точный чертеж, утверждаемый заказчиком. Проектирование зданий обязательно увязывалось с общим планом. Создавались специальные комиссии и комитеты, в которых составлялись генеральные планы и проекты для крупных городов — Москвы и Петербурга, а также для других развивающихся центров России. Во второй половине XVIII в. композиции культовых и гражданских сооружений стали более упорядоченными. Стремление к барочной живописности композиции сооружения постепенно утрачивалось. В архитектуре воцарились симметрия и размеренность классицизма. С 1760-х годов в России начал формироваться новый стиль — классицизм. В основе его было обращение к образцам античной архитектуры и изучение «преломленной» классики стран Западной Европы эпохи Ренессанса и Просвещения. Все большую поддержку находила в просвещенных кругах идея гражданственности, столь характерная для западного классицизма.
 
« Пред.   След. »