ИСКУССТВО РОССИИ КОНЦА XVII —XVIII в | Печать |
На рубеже XVII —XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Этот переход произошел быстро — в течение жизни одного поколения, поэтому освоение общеевропейских стилей в России XVIII столетия протекало стремительно, словно русское искусство примеряло на себя разные одежды. Как справедливо замечено исследователями, уже в петровскую эпоху существовали зачатки барокко, рококо, классицизма. Помимо стилевого многообразия в искусстве присутствовали традиции различных школ и проявления разнообразных национальных манер, привнесенных иностранными мастерами. Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (натюрморт, портрет, пейзаж, исторический жанр и др.). Реформы Петра I затронули не только политику, экономику, но и искусство. Он окружил себя талантливыми зарубежными архитекторами, скульпторами и живописцами, посылал учиться за границу русских художников. Во второй половине XVIII в. петровские пенсионеры вернулись на Родину и значительным образом повлияли на русское искусство. К концу столетия русское искусство совершило гигантское дело приобщения к общеевропейской традиции, пройдя этот путь в кратчайший срок, без развитой теории и художественной критики. Художники и архитекторы творчески осваивали европейский язык искусства и создавали произведения, полно выражающие идеи XVIII в. При этом они сохранили верность национальному мироощущению, соблюдали неразрывность традиций иконописи и древнерусской архитектуры. Аналогов такому развитию в европейском искусстве нет.
 
« Пред.   След. »