строгановская школа | Печать |
Большинство икон строгановской школы писалось для именитого купеческого рода Строгановых. Особенности этой школы ярче всего сказались в произведениях небольших размеров. В них с неслыханной до того времени дерзостью заявляет о себе эстетическое начало, заслонившее культовое назначение образа. Художников прежде всего волнует красота формы, а не богатство духовного мира персонажей. Характерные черты икон строгановской школы — тщательное, мелкое письмо, точный рисунок, виртуозная каллиграфия линий, мастерство отделки деталей, богатство и изысканность орнаментации, многоцветный колорит, важнейшей составной частью которого были золото и серебро. Элементы своеобразного реализма, наблюдавшиеся в живописи строгановской школы, получили развитие в творчестве лучших мастеров второй половины XVII в. — царских иконописцев и живописцев Оружейной палаты. Их возглавлял любимый царский изограф Симон Ушаков (1626 — 1686). В его иконах ощущается связь с земным миром, близость к повседневной жизни. «Троица» Симона Ушакова — не молчаливый диалог ангелов, как у Андрея Рублева, а всего лишь обычная трапеза. Вместо ангельских ликов — человеческие лица. Дерево на иконе вполне живое, с зелеными листьями, хорошо выделяется на золотом фоне. В построении архитектуры использован принцип «итальянской» перспективы (образцом послужила гравюра с картины Паоло Веронезе). Так Симон Ушаков сближал два мира: божественный и человеческий, «горний» и «дольний». Одним из важнейших принципов художника было уподобление живописного образа отражению в зеркале. Ушаков любил изображать Нерукотворного Спаса. Крупный масштаб лика Христа позволял мастеру продемонстрировать, насколько великолепно он владел техникой светотеневой моделировки, прекрасно знал анатомию, умел максимально близко к натуре передать шелковистость волос и бороды, матовость кожи, выражение глаз. Однако художник не смог органически связать элементы реалистиче-ской трактовки формы со старинными канонами иконописи. Все это свидетельствует о глубоких переменах, произошедших в понимании сущности иконы в XVII в.
 
« Пред.   След. »