Преображение | Печать |
Выдающимся произведением Рублева является «Преображение». Мастер истолковывает здесь тему божественного света и предлагает для ее воплощения собственное художественное решение. Рублев не изображает ослепительные световые полосы и длинные лучи, но вся икона как бы изнутри светится мягким серебристым свечением. Контуры одежд и голов пророков, смыкаясь с верхним сегментом круглой «славы» Христа, образуют дугу, обращенную концами вниз. Возникает образ круга, который связывает верхнюю группу фигур с нижней. Христос и пророки как будто парят в самом верху иконы. Экспрессию жестов персонажей Рублев передает крайне сдержанно. Икона Рублева «Слое» (начало XV в.) из Звенигородского деисусного чина — воплощение божественной сущности, мудрости, добра и красоты. Икона плохо сохранилась, утраты красочного слоя очень велики, но это лишь подчеркивает таинственную значительность образа. Одна из вершин творчества Рублева — икона «Троица» (см. цв. вкл.) — выдающееся произведение искусства и яркое проявление религиозного сознания в иконописи. На иконе изображены три фигуры ангелов, сидящих вокруг стола. Единство их внутреннего состояния передано через сосредоточенность, серьезность их скорбных лиц, общность ритма, сходство жестов, силуэтов и поз. Возникает ощущение неземного величия и божественного достоинства ангелов. Благодаря искусному сочетанию тонов и красок одежды ангелов рождается изысканная цветовая гармония. Левый ангел по правилам иконографии облачен в синий хитон (широкую, ниспадающую складками рубаху) и лилово-розовый гиматий (верхнюю одежду из куска ткани, которая пере-кидывается через плечо). Ангел в центре выделяется благодаря хитону темно-пурпурного цвета и синему гима-тию. Правый ангел одет в синий хитон и светло-зеленый гиматий. Средний ангел сидит чуть выше других. Его багряный хитон украшен широкой золотистой полосой — царственным знаком, которым в живописи отмечали только одежду Иисуса Христа. Это Бог Сын, которому предстоит своей жертвенной смертью искупить грехи человечества. Слева от него находится Бог Отец, волей которого была создана Вселенная, а справа склоняется к Сыну Дух Утешитель. Ангелы держат в руках тонкие длинные посохи — знак силы. Чаша символизирует принесение жертвы. Рублев воплотил в «Троице» догмат о единстве трех ипостасей божества: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, что было особенно актуально для духовной жизни Руси конца XIV—начала XV в. Точность пропорций, умение одной линией создать ощущение объемной формы, парящей в безграничном пространстве золотого фона, способность тонко передать во внешне спокойных ликах целую гамму переживаний характеризуют творчество Рублева. Восхищение и признание современников вызывало его выдающееся живописное дарование, открывающее взору человека невидимый мир божественной красоты. Дионисий (ок. 1430/1440 —ок. 1505) на рубеже XV—XVI вв. был признан лучшим московским иконописцем. Он имел собственную мастерскую в столице, и именно ему поручили расписывать Благовещенский и Успенский соборы в Московском Кремле. К несчастью, случилось так, что почти все фрески, написанные художником в Москве и Волоколамске, погибли в результате поздних переделок. Полностью уцелел лишь фресковый ансамбль церкви Рождества Богородицы в уединенном Ферапонтовом монастыре на Вологодской земле. Все композиции и сюжеты росписи посвящены Богоматери. Фрески проникнуты светлым, празднично-возвышенным настроением. Художник отказался от традиционной печальной сцены «Успение Богоматери» (т.е. смерть Богоматери). Благодаря этому фресковый ансамбль воспринимается как торжественный гимн в честь Богоматери, исполненный в красках. Неслучайно главной темой росписи стал «Акафист» Богородице. Фрески расположены в четыре яруса. В нижнем — «полотенца», орнаментальные пояса из полусотни кругов, причем узор ни разу не повторяется. Над «полотенцами» идут сцены вселенских соборов, еще выше — жизнеописание Марии, а на сводах и люнетах (полукруглых завершениях стен) изображены библейские притчи и события из Евангелия. В этих сценах ярко проявилось композиционное дарование Дионисия. В центре сцены «О тебе радуется» — восседающая на троне Мария, которую окружают ангелы. Их нимбы сливаются в непрерывный полукруг. Две крайние фигуры написаны в рост, их крылья и линии плеч повторяют полукруг люнета. Мотив плавной закругленной линии придает компо-зиции изумительную стройность и завершенность. Согласно надписи, сохранившейся в храме, Дионисий работал вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром. Ученые установили, что основная часть фресок выполнена в предельно короткий срок — за 34 дня (с 6 августа по 8 сентября 1502 г.).
 
« Пред.   След. »