Живопись Феофана Грека | Печать |
Живописи Феофана Грека присуще редкостное сочетание страстного темперамента и подлинного монументального размаха. Творчество художника отличали продуманность и четкое построение композиции, благородный колорит икон и, главное, энергичные пробельные мазки, передающие энер-гию света. Современников поражали глубокий ум и образованность Феофана Грека, обеспечившие ему славу мудреца и философа. Был целый круг художников, которые унаследовали его живописные достижения. В Москве судьба свела Феофана Грека с талантливым иконописцем Андреем Рублевым (ок. 1360— 1430). Лишь дважды упоминается в летописях это имя. Мы почти не знаем биографии Рублева. По одной из версий, прозвище Андрея связано с деревней Рублево, которая находилась на Москве-реке недалеко от столицы. По другой — его творческий путь начинался в тверском городе Старице. Предполагают также, что до сорока лет Рублев работал в мастерской великокняжеского двора. Позднее он стал монахом Троицкой обители, а затем Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где и был похо-ронен. Созерцательно-лирическое направление в древнерусской живописи, воплощенное в творчестве Андрея Рублева и художников его круга, пришло на смену тревожным, подчас трагическим настроениям предшествующей эпохи. Иконопись Рублева прибрела огромную известность и стала образцом для подражания. Она целое столетие формировала лицо московской школы живописи. В ранних произведениях Рублева («Ангел» — миниатюра Евангелия Хитрово, Звенигородский чин и фрески Успенского собора в Звенигороде) заметно влияние лучших образцов византийского искусства XIV в. Андрею Рублеву заказывали иконы важнейшие храмы Московской Руси. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля (сильный пожар 1547 г. уничтожил эту роспись). Левая часть икон праздничного ряда современного иконостаса этого собора — единственные сохранившиеся работы Рублева того времени. Эти иконы выделяются звучностью и чистотой колорита, который можно на-звать поэтическим. Словно цветовые волны пробегают по праздничному ряду, когда взгляд охватывает его целиком. В «Благовещении» преобладают зеленые и коричневые тона, в «Рождестве Христовом» и «Сретении» — коричневые и красные. Самые красивые иконы ряда — «Крещение» и «Преображение» — окрашены как бы зеленоватой дымкой. В «Воскрешении Лазаря» вновь, но более ярко и напряженно вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно. Во «Входе в Иерусалим» цветовая гамма становится более просветленной и успокоенной. В 1408 г. вместе с Даниилом Черным Рублев восстанавливал живопись Успенского собора во Владимире, сильно пострадавшего от монголо-та-тар. Вскоре после 1410 г. они в содружестве с неизвестными нам иконописцами создают монументальный иконостас в этом соборе. Он состоял из трех рядов, общая высота которых достигала почти 6 м. Композиция этого иконостаса надолго стала образцом для подражания. В 20-е годы XV в. Рублев с Даниилом и другими художниками в Трои-це-Сергиевом монастыре расписывал Троицкий собор, воздвигнутый на месте погребения одного из наиболее почитаемых русских святых — Сергия Радонежского.
 
« Пред.   След. »